Беженцы, Китай и Трамп. Западные СМИ о Давосе

По описаниям западных медиа, атмосфера на Всемирном экономическом форуме в этом году была тревожной
Беженцы, Китай и Трамп. Западные СМИ о Давосе

Первые отзывы западных СМИ о завершившемся в субботу Всемирном экономическом форуме в Давосе едва ли можно назвать оптимистичными. Основным посылом ВЭФ, по мнению Reuters, было то, что политики, экономисты и главы центробанков отданы на милость геополитических и экономических сил, которые они не могут контролировать.

Прежде всего тут стоит указать проблему беженцев, вернее, диаметрально противоположные взгляды европейских политиков на то, как нужно эту проблему решать. "У нас всегда было по одному кризису. А теперь у нас пять - от Brexit’а до ИГ и то, что между ними", - Йозеф Иоффе, редактор Die Zeit.

Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард считает, что в плане кризиса беженцев Европа подошла к моменту, когда она либо решит проблему, либо проблема разрушит ее. Премьеры Нидерландов и Швеции дают ЕС 6-8 недель, чтобы собраться и начать действовать сообща.

В плане экономики - Давос считает, что европейские политики впустую потратили то, что ЕЦБ сделал с помощью программы выкупа активов и что у самого ЕЦБ больше не осталось средств решения проблемы затухающей инфляции. "Желания ЕЦБ могут быть безграничны, а вот возможности и результаты, которые получит ЕЦБ, имеют весьма четкий предел", - предупреждает Аксель Вебер, бывший глава Бундесбанка, а ныне - глава UBS.

Основной темой, конечно, была Четвертая промышленная революция, которая со временем изменит самые основы мировой экономики. Но UBS, желая сохранять трезвость, отмечает, что эта же революция может усилить социальное неравенство, особенно если учесть, что политики с трудом могут ее контролировать. Неравенство и без того растет и таким образом подпитывает такие политические явления, как Дональд Трамп и Марин Ле Пен.

Эти тенденции, а также неспособность ЕС урегулировать кризис беженцев, подводят к одному из основных выводов Давоса: политики, а также различные государственные и надгосударственные регуляторы теряют власть и возможности.

С ничем не омраченным оптимизмом Давос, по наблюдениям Reuters, смотрел разве что на Китай - в том смысле, что его в ближайшее время ожидает не жесткая, а мягкая посадка.

Bloomberg увидел Давос несколько в другом свете. Агентство отметило, что в этом году на форуме обсуждали противоречивую президентскую кампанию в США, экономическую политику Китая и пошатнувшиеся позиции канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Общее настроение форума Bloomberg охарактеризовал как тревожное.

Тревога вызвана прежде всего тем, что контролируемые вещи сейчас могут выйти из-под контроля под влиянием замедления роста мировой экономики и колебаний на рынках. Глава нидерландской индустриальной группы AkzoNobel Том Бюкнер отметил, что в сложившейся общемировой ситуации кризисов слишком много одновременно, хоть они и связаны. Исполнительный директор Salesforce.com Марк Бениофф считает, что главный из них - кризис лидерства. Как ни парадоксально, он опасается, что при отсутствии сильных лидеров неконтролируемый технический прогресс существенно ухудшит жизнь среднего класса.

Миру одновременно приходится иметь дело с повышением ставок в США, спадом в странах, которые прежде бурно росли (Бразилия и РФ), и вялым ростом в Европе. Все это вызывает тектонические сдвиги в глобальной экономике, полагает министр финансов Великобритании Джордж Осборн.

В политике главное событие, безусловно, Дональд Трамп. Давос обсуждал и других участников гонки, но, по словам главы Deloitte Кэти Энгельберт, бизнесу не так уж важно, кто ее выиграет. "Нет особых надежд на то, что он или она выведет правительство из тупика", - сказала Энгельберт, имея в виду Трампа и Хиллари Клинтон.

Другая политическая тема - беженцы. Среди участников форума ходили слухи, что непотопляемая Меркель может потерять свой пост, если не решит эту проблему. Миллиардер и филантроп Джордж Сорос безапелляционно заявил, что Европа переживает экзистенциальный кризис и нуждается в Плане Маршалла.

Financial Times тоже интересовал вопрос управления Четвертой индустриальной революцией - именно это издание назвало главным в Давосе. Другие ключевые моменты - ситуация на финансовых рынках во всем мире, искусственный интеллект (Джон Торнхилл, заместитель главного редактора FT, предположил, что со временем речь может идти о возникновении другой расы), трансформация рынка труда под влиянием современных технологий и, конечно, растущее влияние Дональда Трампа и слабеющие позиции Ангелы Меркель.

Для The New York Times главной темой на Всемирном экономическом форуме был Китай. Издание пишет, цитируя глав финучреждений и инвесторов, что Китай стал причиной падения котировок на рынках по всему миру. Джордж Сорос, например, считает, что жесткое падение для Китая неотвратимо. Ему возражает основательница компании Asia Alternatives Мелисса Ма: "Для Давоса характерна разница между восприятием и реальностью. Игроки рынка в самом Китае сохраняют спокойствие", - говорит она.

Однако и восточные, и западные эксперты на форуме согласились, что рынки переоценили влияние Китая. Наибольшей проблемой руководства КНР был и остается недостаток общения с остальным миром, считает Кристин Лагард. "Учитывая масштаб перемен… дело в коммуникации. Рынки это не очень любят", - добавила она на одной из тематических сессий в Давосе.

Немецкие издания, естественно, выделили среди тем форума вопросы, связанные с беженцами. Die Zeit напоминает, что с потеплением количество беженцев в Европе достигнет новых рекордных значений, что может иметь разрушительное последствие как для экономики Старого Света, так и для его границ. "Европа без границ может состояться, только если есть внешние границы, а это не так", - убежден Себастьян Курц, министр иностранных дел Австрии. Он и вице-канцлер Германии слабо надеются на поддержку других европейских партнеров в решении проблемы, но сошлись во мнении, что отдельные стратегии тут уже не сработают, нужен общеевропейский план решения задачи.

Помимо этого, много внимания в Давосе уделялось замедлению темпов роста развивающихся рынков, отмечает Die Welt. Это неудивительно: в течение многих лет развитые страны могли позволить себе медленный постепенный рост, а роль локомотивов играли такие страны, как Бразилия, Индия. Теперь у них нет таких возможностей, пишет издание. По мнению Акселя Вебера, это вызвано неприспособленностью развивающихся экономик к цифровой революции. Вебер убежден, что благоприятный эффект от новых технологий возможен там, где хорошо защищены права собственности, а система образования гибка и адаптивна. Ни один из emerging markets этим похвастаться не может.

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГАБізнесІнформ в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
Курс валют
23.04.2024 1 USD 1 EUR 1 RUB
Покупка 39.36 42.19 0.00
Продажа 39.89 42.86 0.00
Все курсы наличных валют...
23.04.2024 1 USD 1 EUR 1 RUB
Покупка/продажа 39.78 42.31 0.43
Все курсы НБУ...
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK