Корреспондент: Лично-публичное жилье. Коммунальные квартиры стали частью городского быта на долгие годы - архив

Пытаясь справиться с жилищным кризисом, в СССР придумали коммунальные квартиры. Планировавшееся как временное, это жилье стало частью городской субкультуры и пережило своих создателей, - пишет Валентина Червоножка в № 35 журнала Корреспондент от 7 сентября 2012 года.
Корреспондент: Лично-публичное жилье. Коммунальные квартиры стали частью городского быта на долгие годы - архив
Фото ЦГКФФА им. Пшеничного

В первые годысвоего существования советская власть, обещавшая дать рабочим фабрики,убедилась, что она не в состоянии предоставить им даже отдельное жилье. Особенноактуальной проблема стала в крупных городах, население которых росло ударнымитемпами благодаря индустриализации.

Большевики сосвойственной им склонностью к простым решениям нашли выход - они стали поселятьв одну квартиру по нескольку семей, выделяя каждой отдельную комнату при общейкухне и санузле. Так был запушен процесс создания коммуналок.

С годами плотностьнаселения в таких квартирах только росла. Ситуация стала меняться к лучшемулишь в 1960-х годах, когда Кремль инициировал жилищную программу - возведениетак называемых хрущевок.

И даже когда всястрана покрылась новыми массивами панельных многоэтажек, коммуналки не исчезли.Это советское жилищное ноу-хау на долгие года определило не только быт гражданСССР, но и стало частью городской субкультуры.

Соседи покоммунальным квартирам - люди разного социального статуса, жизненных интересови привычек - жили в одном месте, переплетались судьбами, ссорились и мирились.

Это советское жилищное ноу-хау на долгие года определило не только быт граждан СССР, но и стало частью городской субкультуры

"Взаимоотношениямежду жильцами коммуналки, как правило, складывались напряженные: бытовыетрудности озлобляли людей, - пишет в своих воспоминаниях об Одессе писатель ЛевШтерн. - Если иногда подолгу приходилось ждать очереди в туалет или к крану,трудно ожидать теплых взаимоотношений между соседями".

Именно Одесса всоветское время лидировала по размерам фонда коммуналок среди всех украинскихгородов. Виной тому стали отблески былой обеспеченности - до революции в этомгороде многоэтажки составляли 12% общего числа домов. Много коммуналок было такжев Киеве, Днепропетровске и Харькове.

Жилье, задумывавшеесякак временное, умудрилось пережить Союз. Лишь на протяжении 1990-х каммуналкипочти исчезли. Сохранились они лишь в Одессе, где, по словам Людмилы Соколовой,замгендиректора местного агентства недвижимости (АН) Президент, в историческомцентре осталось до сих пор много таких квартир.

Квартирный вопрос

История коммуналокначалась в тот момент, когда советская власть придумала подселять в большиемногокомнатные квартиры среднего класса дореволюционной России пролетариат. Врезультате образовывались некие кондоминиумы, где на 6-12 комнат приходилось дошести семей. Все удобства таких квартир - уборные, водопровод, канализация,печное отопление или котлы для подогрева воды - становились общими.

Как правило,коммуналки организовывались в доходных домах - многоэтажных зданиях царскойпостройки, возведенных к началу ХХ века в крупных украинских городах - Одессе,Киеве, Екатеринославе (современный Днепропетровск) и Харькове. В одной лишьматери городов русских, по данным историка Дмитрия Малакова, во время двухстроительных бумов - 1895-1901 и 1907-1914 годов - их построили более 1.000.

Уплотнятьнаселение этих мещанских гнезд коммунисты брались сразу же, как толькоустанавливали контроль над городами.

"Нужно произвестиуплотнение жилищ, причем в виду недостатка в жилищах мы прибегнем к выселениютех элементов, пребывание которых не вызывается надобностью", - писала газетаКиевский коммунист 19 февраля 1919 года, через две недели после второй попыткибольшевиков закрепиться в Киеве.

Все удобства таких квартир -уборные, водопровод, канализация,печное отопление или котлы для подогрева воды -становились общими

От лица новойвласти журналисты сообщили читателям, что "бездельники, спекулянты,преступники, белогвардейцы и т. п. элементы, конечно, должны быть лишеныквартир". Кроме того, в советских квартирах, как оказалось, не должно бытьгостиных, залов и столовых. Кабинеты же большевики обещали оставить лишь тем, комуони требуются для работы - докторам, профессорам и ответственным работникам.

В первую очередьжилье искали для сотрудников украинского советского правительства, переехавшегоиз Харькова в конце марта 1919 года. Всего за месяц большевики освободили дляних 2.159 комнат.

Как правило, подновое начальство освобождали один-два этажа. Прежних жильцов и владельцевразмещали в тех же зданиях, предлагая освободить отведенные для нуждправительства квадратные метра в течение 24 часов. Забрать с собой разрешалосьлишь кровать и вещи первой необходимости.

Тогда же властьвпервые регламентировала для киевлян размер жилой площади, приходящейся накаждого обитателя коммуналки: подселять новых жителей можно было до тогомомента, пока на одного человека в комнате приходилось более 9,8 кв. м. Позжеподобные нормы появились и в других городах.

В тесноте и обиде

Буквально черезпару лет после того, как бывшие доходные дома получили новых жильцов - настоящихпролетариев, власти столкнулись с неожиданной проблемой: крепкое на вид жилье,возведенное из камня и кирпича, стало быстро приходить в негодность.

Городская беднота,попавшая в "барские хоромы", не слишком ценила их, ведь многие рабочие непросто получили жилье бесплатно, но и освобождались от внесения квартплаты.Пролетариат быстро "прикончил" канализацию, водопровод и печи. Во дворах сталскапливаться мусор, который никто не вывозил.

"Физическиеусловия существования становились все хуже и хуже", - писал о зиме 1919-1920годов в своих Киевских воспоминанияхюрист Алексей Гольденвейзер. По его словам, в большинстве домов, имевшихцентральное отопление, теперь обогревали по две-три комнаты в каждой квартире,да и то делали это с помощью печей.

Замерзали илопались водопроводные и канализационные трубы. А когда лед в уцелевшихкоммуникациях оттаял, на электростанции возник дефицит угля. Поэтому водаподавалась в течение получаса раз в сутки, причем чаще всего ночью. И доходилаона в лучшем случае до квартир первого этажа.

Видя, что им несправиться с коммунальной катастрофой, летом 1921 года власти пошли напопятную: в рамках новой экономической политики (нэпа) объявили и о проведенииновой жилищной политики. В результате на несколько лет восстановили частнуюсобственность на недвижимость, жилье разрешили сдавать внаем, частьнационализированных больших домов отдали бывшим владельцам с условием, что ониза год проведут капремонт. Жильцов же национализированных домов обязалиоплачивать коммунальные услуги и вносить квартплату.

"Высшее руководство" квартирой осуществлял избираемый жильцами уполномоченный. Он за небольшую плату представлял интересы квартирантов перед домоуправлением, следил за порядком и оплатой коммунальных услуг

Благодаря этиммерам состояние жилищного фонда улучшилось, но у пролетариата началисьсложности. Закон обязывал сдавать квадратные метры рабочим и совслужащим поспецтарифу, который был в шесть раз ниже обычного. Из-за этого домовладельцыстарались не допускать на свои кровные "квадраты" таких невыгодных постояльцев.

Расцвет нэпа былнедолгим - вскоре власти свернули новации и увлеклись уплотнениями, пик которыхпришелся на середину 1920-х. По данным переписи 1926 года, треть всех городскихжителей Украины - 1,6 млн человек из 5,1 млн - обитали в коммуналках. Остальныежили в отдельных домах или снимали в них комнаты. В больших городах коммуналкистали основным типом жилья.

К тому временидома, построенные до Первой мировой войны, уже оказались переполненным, а новыездания строили нечасто. При этом из-за индустриализации городское населениевсего за несколько лет выросло в разы.

В итоге большевикипошли по проторенной дороге, вновь сократив норматив жилой площади. По даннымисторика Мирослава Борисенко, в Киеве на одного жильца разрешали выделять до шести"квадратов", в Харькове - до 5,5. В небольших городах условия были чуть лучше.Теснее всего жили на индустриальном Донбассе: в Макеевке, к примеру, на одногочеловека выделяли лишь 2,6-2,8 кв. м.

Всежили вровень, скромно так

Быт коммуналоксформировался достаточно быстро.

То, что квартиракоммунальная, было видно еще с порога - возле входной двери располагалосьнесколько кнопок звонков с фамилиями глав семей и указанием, сколько раз комузвонить.

Во всех местахобщего пользования - коридоре, кухне, ванной, туалете - также было нескольколампочек, по числу семей (никто не хотел платить за электроэнергию,использованную соседом). А в туалете у каждой было свое сиденье для унитаза,висевшее тут же на стене.

Места общегопользования убирали по графику. Однако понятие чистоты было относительным, ведьу каждого из пользователей было о ней свое представление. Как следствие,неизменными спутниками коммуналок стал грибок и насекомые.

"Тараканыполчищами ходили. Нигде больше я их в таком количестве не видела", -рассказывает Таисия Самоварова, жившая в коммуналке в центре Киева во второйполовине 1980-х годов.

Кроме коммуналок"со всеми удобствами" были квартиры, где туалет и умывальник совмещали скухней. Иногда вся эта "роскошь" находилась во дворе. Подобные ситуациивозникали, когда власти, пытаясь уплотнить все и вся, даже ванныепереоборудовали под жилье.

Во всех местах общего пользования - коридоре, кухне, ванной, туалете - было несколько лампочек, по числу семей. А в туалете у каждой было свое сиденье для унитаза,висевшее тут же на стене

Интересно, чтокоммуналка коммуналке была рознь. В настоящих жили до 10-12 семей, а те, гдеобитало в три-четыре раза меньше народу, называли малокоммунальными квартирами.

Штерн имел счастьежить в малокоммунальной квартире. Свой тогдашний быт писатель рисует с помощьюцифр: 12 душ (обитателей), три лицевых счета, один туалет и один кран для всехнадобностей. Горячей воды, как и ванной, нет.

Подобныеспартанские условия были характерны для многих квартир, поэтому главнымипредметами в довоенных коммуналках стали примус и буржуйка. На кухне у каждойхозяйки был свой стол с личным примусом - его заправляли керосином и готовилина нем еду. А с помощью печек-буржуек жильцы обогревали свои комнаты, выводятрубы через форточки или в дымоход неработающего камина.

Еще одниматрибутом коммунального быта стали бесконечные перепланировки, затеваемыежильцами при малейшей возможности. Чего только не делали - пристраивали ванныеи туалеты, разделяли комнаты перегородками.

К примеру, Самовароважила с сыном в двух комнатах, разделенных фанерной перегородкой. "До революцииэто была одно помещение площадью метров 35. Мои предшественники разделили ее натри части - две комнаты и коридорчик, - рассказывает она. - В коридорчике ясделала еще кухню и раздевалку".

"Высшееруководство" квартирой осуществлял избираемый жильцами уполномоченный. Он за небольшуюплату представлял интересы квартирантов перед домоуправлением, следил запорядком и оплатой коммунальных услуг.

Историческое место

Коммуналкиперестали быть основным типом жилья в больших городах Украины лишь после началамассового строительства в конце 1950-х, но многие их обитатели еще долгомечтали об отдельной квартире. В Одессе, например, как вспоминает Штерн, неставили в очередь на получение отдельного жилья, если коммуналка находилась нев подвале и не в аварийном доме и имела от 4 кв. м площади на человека.

Данное явлениепережило СССР. "Когда наше агентство выходило на рынок в 1993 году,коммунальных квартир в Киеве было примерно 20-25%", - говорит Ирина Луханина,генеральный директор АН Благовест. По ее словам, большую их часть расселили доконца десятилетия.

Коммуналки перестали быть основным типом жилья в больших городах Украины лишь после начала массового строительства в конце 1950-х, но многие их обитатели еще долго мечтали об отдельной квартире

Тем временем новорожденныйбизнес-класс хотел больших квартир в центре, предложения подобных новостроек небыло, и лучшей альтернативой стали дореволюционные квартиры, пережившиесоветский период в виде коммуналок. Комнаты в них новые капиталисты выкупали упрежних жильцов, делали на освободившейся площади ремонт и перепланировку иполучали просторные апартаменты — какими они и были изначально. Схожие процессыпроходили и в других городах.

Особняком стоитлишь Одесса, до сих пор сохранившая множество коммуналок. Старые здания, вкоторых они располагаются, довольно ветхие, потому выкупать в них комнатыбогатые люди не хотят. Зато коммуналки популярны среди людей с невысокими доходами- комнаты стоят около 150 тыс. грн.

***

Этот материал опубликован в №35 журнала Корреспондент от 7 сентября 2012года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. Справилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных насайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

 



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
Курс валют
18.04.2024 1 USD 1 EUR 1 RUB
Покупка 39.30 42.02 0.00
Продажа 39.83 42.79 0.00
Все курсы наличных валют...
18.04.2024 1 USD 1 EUR 1 RUB
Покупка/продажа 39.55 42.06 0.42
Все курсы НБУ...
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK