Ирина Соловей: "Проект вышел на Спільнокошт с очень дерзкой целью, но добился ее"

Интервью с руководительницей популярнейшей украинской краудфандинговой платформы.
dengi.ua

Чтобы узнать больше о краудфандинговом движении в Украине, журналисты dengi.ua встретились с соосновательницей и руководительницей краудфандинговой платформы Спільнокошт, главным отечественным экспертом в области коллективного финансирования Ириной Соловей.  

Она объяснила, что такое краудфандинг, рассказала, как функционирует Спільнокошт и чем он отличается от зарубежных аналогов (см. начало интервью).

Ниже мы публикуем продолжение интервью с Ириной Соловей - о самых интересных проектах Спільнокошта, других украинских площадках коллективного финансирования и планах на будущие.

- Насколько я знаю, первым проектом, собравшим финансирование на платформе, было украинское издание - английского романа Ди Би Си Пьера Свет погас в стране теней. Я читал, что автор считает украинское издание книги - по сути, проект на стыке разных искусств - лучшим изданием. Почему издатели решили искать финансирование на Спільнокоште?

Автор концепта проекта и переводчик книги Галина Шиян считала, что можно значительно расширить, углубить читательский опыт, если роман будет “подан“ вместе  работами художников, артистов и музыкантов.

Издательства же расценили ее идею как избыточные затраты, исходя из предубеждения, что читателю оно не нужно, что он хочет лишь чистый продукт.

Читай также: Украинский стартап для домашних животных привлек $2,6 млн

- Самым же известный кейс Спільношкта - Hromadske.tv?

Сначала было Громадське радіо. А когда кампания Громадського радіо показала, что медиа могут привлекать существенные средства через краудфандинг, то Hromadske.tv рассмотрело для себя такую возможность.

Они вышли на Спільнокошт с очень дерзкой целью, но они ее добились.

- Они привлекли максимальную сумму в истории платформы - 1,2 млн грн. А почему они стали собирать деньги через Спільнокошт? Могли ведь просто организовать сбор средств у себя на сайте.

Они вывесили кнопку DONATE у себя на сайте - у них был план привлечь за год через кнопку до 300 тыс грн, они собрали 150 тыс грн.

Важно, что у этих денег был очень низкий социальный капитал. Потому что они [сайт Hromadske.tv - прим. авт.] не могли показывать своих благотворителей. На Спілнокоште каждый добродетель видит себя, может публиковать сумму, которой он поддержал. Благодаря такому уровню прозрачности, мы можем говорить, что у тех денег, которые они получили на Спілнокоште социальный капитал значительно выше. Важна не сумма, которую они собрали, важна связь людей.

Читай также: Украинец собрал на Kickstarter полмилиона гривен на производство ручек

- Почему они не прибегли к зарубежному краудфандингу?

- Я знаю, что Громадське радио IndieGoGo использовали, Kraudrise тоже, думаю, что и другие платформы использовали. В чем была ценность сотрудничества с нами: они могли опыт краунфандинга, который приобрели здесь, в Украине, использовать для кампаний на других площадках.

- Не секрет, что не всем инициативам удается привлечь финансирование на краудфандинговых платформах. Могли бы Вы дать пару советов проектам, которые собираются запускать кампании Спільнокошт. Меньшую сумму просить, лучше себя презентовать, что еще?

У меня один совет - чтобы понять, что такое краудфандинг, поддерживайте другие краудфандинговые проекты.

Также я считаю, что самое важное, что может сделать для себя автор стартапа перед тем, как запускать кампанию на площадке коллективного финансирования, это собрать хорошую команду.

Читай также: Украинский образовательный стартап получил $150 тыс инвестиций

А вообще, почему, на Ваш взгляд, одним проектам удается собрать нужные суммы через краудфандинг, а другим - нет?

Зачастую это зависит от подхода команды к краудфандингу. Если команда видит в нем возможность донести свою идею до других людей и вкладывает в краудфандинг максимум сил и времени –  это уже на 70% успешная кампания.

Если же для нее краудфандинг - это просто дополнительный канал поступления средств, то ее проект вряд ли соберет финансирование.

Люди это чувствуют и не идут за такими проектами.

- Если, предположим, проект не собрал заявленной суммы, что происходит с привлеченными им деньгами? Возвращаются благотворителям?

Если кампания закончилась неудачно, то все взносы возвращаются добродетелям. Команды получают собранные средства, если краудфандинг привлек больше, чем 50% заявленной суммы.

Кстати, независимо от результата краудфандинга каждая команда приобретает после кампании неоценимый опыт и самое главное - социальный капитал. То есть люди, которые все же поверили в их проект, уже образовали вокруг него небольшое сообщество.

Читай также: В помощь слепым: украинский стартап создает Bluetooth-зрение

- Случалось ли, что проекты собирали на Спільнокоште финансирование, но не реализовывались? Были ли случаи траты привлеченных денег не по назначению? 


В чистом виде таких ситуаций не было. Было буквально два проекта, которые немного задержали свою реализацию или изменились по ее ходу.

В основном команды меняют проекты из-за веских причин, например, меняется сама команда или курс валют, который порой влияет на закупку материалов. Мы общаемся с авторами таких проектов и следим за их реализацией.

Читай также: Украинский стартап по рассылке электронных писем привлек $400 тыс

- А почему украинские технологические стартапы, самые известные из них по крайней мере, предпочитают собирать средства на зарубежных платформах?

Это вопрос выхода на рынок. То есть они используют те площадки, которые дают им выход на рынок, который их интересует. Если их интересует американский рынок - то это Kickstarter. Они не верят во внутренний рынок - это проблема, но они действуют конкурентно.

- Понятно. В последние время в Украине, как грибы после дождя, запускаются краудфандинговые платформы: Komubook - для книгоиздателей, GoFundEd - для учителей... С чем это связано?

Я думаю, что это связано с распространением культуры дарения. Люди понимают, как правильно поддерживать других.

Потому что для того, чтобы не исчерпалось доверие - этот социальный капитал, нужно поддерживать некий коммуникационный обмен между просителем и благотворителем. Мы даже предлагаем авторам инициатив, ищущих финансирования на Спільнокоште, дарить добродетелям подарки как вознаграждение за поддержку.

Читай также: Украинский стартап Ecoisme получит до $120 тыс инвестиций

- А вообще, Вы расцениваете распространение краудфандинговых платформ в стране, как положительное явление? Конкуренции не боитесь?

Отличное. Я считаю, во-первых, что у каждого краудфандинга есть свои тактики и задачи, кроме того, это в любом случае повышает культуру дарения в Украине.

 - Как украинское законодательство регулирует краудфандинг? Успевает за тенденцией?

Пока что его отдельно регулировать нет необходимости.

В чем есть необходимость, так это в разработке  законодательной рамки [пакет законов - прим. авт.] инвестиционной политики.

- Как сегодня взимается налоги с денег, поступающих через краудфандинг?

Сейчас, когда люди получают финансирование в результате успешных кампаний на краудфандинговых платформах, налоги выплачивают согласно их юридическому статусу. Если это неприбыльные организации, то они не платят налогов. Но они “выплачивают“ тем, что очень строго отчитываются за использованные средства - в том числе поступившие через краудфандинг. С прибыльными организациями подписываются договоры сотрудничества - они платят такие налоги, как обычно в случае заключения такого соглашения.

Читай также: Украинский сервис признали лучшим туристическим стартапом в мире

- Вы помните, какой был максимальный взнос на Спільнокоште?

Мы не считаем размеры индивидуальных взносов. Нас интересует, как часто и какие проекты он поддерживает - это помогает понимать, что происходит на Спільнокоште.

А по поводу величины взноса: например, открывается проект, которому нужно 25 тыс грн. Находится человек, который вносит эту сумму. Краудфандинга не было.

Читай также: ТОП-14 стартапов, которые оцифруют Украину

- Поделитесь планами на будущее: Спільнокошт и вашими личными.

Спільнокошт планирует запустить платформу для организационного краудфандинга. Чтобы институции могли открыться к такой удобной форме привлечения граждан в их деятельность. Это интересно в первую очередь институциям гражданского общества, аналитическим организациям, движениям разным. Сейчас мы будем  получать опыт такого краудфандинга.

- Можно узнать, о каких конкретно сообществах идет речь? Чем организационный краудфандинг будет отличаться от проектного?

Например, Дивовжні, Агенты змін, Асоціація велосипедистів Києва, Центр зайнятості вільних людей. Разные инициативы, которые уже работают больше двух-трех лет, могут прогнозировать свою деятельность и стратегию как минимум на два года вперед.

Организационный краудфандинг - это краудфаундинг, который нацелен на то, чтобы проекты “общались“ со своими добродетелями регулярно, ежемесячно.

Если сейчас на проектном Спільнокоште добродетель поддерживает проект один раз, здесь цель, чтобы человек поддержал один и тот же проект хотя бы два-три раза, таким образом предоставляя обратную связь организациям.

- А Ваши личные планы? В начале интервью Вы сказали, что соучредитель Спільнокошта Александр Супрунец сейчас занимается автономным проектом? Вы планируете последовать его примеру?

Я собираюсь посвятить организации следующие пять лет, а после этого рассчитываю заняться автономным проектом. Он наверняка будет связан с общественной деятельностью.

Читай также: Украинский стартап Taplend привлёк $120 тыс инвестиций

- А чем дальше будете заниматься?

Я хочу заниматься разумной специализацией регионов.

- Из этого не следует, что Вы собираетесь пойти в муниципальную политику?

Нет, не следует.

Из этого следует, что я буду влиять на муниципальную политику путем каких-то экспертных интервенций.

- Спасибо, что уделили время. Желаем всяческих успехов.

Напомним, что украинский стартап Petcube, выпускающий гаджеты для удаленного общения с домашними животными, с начала 2015 года заработал на их продажах более $2,5 млн. Стартап собирал деньги через краудфандинг.

Смотри также - Ирина Соловей поделилась своим представлением города будущего: