Корреспондент: Нарисовали миллионы. Финансовый кризис изменил представления о выгодных инвестициях

Финансовый кризис изменил представления о выгодных инвестициях - теперь вкладывать в прекрасное куда выгоднее, чем в акции или недвижимость, - пишет Ирина Илюшина в № 4 журнала Корреспондент от 3 февраля 2012 года

Reuters

Серое небо, серая улица, серая с металлическим отливом водареки и полоска зеленого луга - так выглядит самая дорогая в мире фотография,сделанная в 1999 году знаменитым немецким мастером Андреасом Гурски. Этот скучноватыйи мрачный снимок, "стоивший" фотографу лишь нажатия кнопки на камере, былпродан в прошлом году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $ 4,3 млн.

Даже сам Гурскибыл этим фактом озадачен и не смог ответить на вопрос, чем же его Рейн II (название снимка-рекордсмена) такпрекрасен. Впрочем, анонимный коллекционер, который приобрел работу, навернякадумал не только об эстетике.

Нестабильность и неприбыльность фондового рынка, низкий доход по банковским депозитам, затишье в сфере недвижимости и колебание курсов мировых валют заставили состоятельных людей массово обратиться к альтернативным источникам сохранения денег

Как рапортуютфинансовые аналитики, в условиях мирового экономического кризиса арт-рынок переживаетнебывалый бум. Инвестиции в него оказываются выгоднее вложений в ценные бумаги,и, по самым скромным показателям, за прошедший год рынок искусства вырос на 35%по сравнению с показателями 2010-го.

Как объясняютэксперты, нестабильность и неприбыльность фондового рынка, низкий доход по банковскимдепозитам, затишье в сфере недвижимости и колебание курсов мировых валютзаставили состоятельных людей массово обратиться к альтернативным источникамсохранения денег. А именно - инвестировать в прекрасное.

"Вложения в искусство напрямую не зависят ниот экономических, ни от политических кризисов, и поэтому являются надежнымубежищем капитала в нестабильный или посткризисный период, - рассказываетМаксим Волошин, директор столичной галереи Мистецька збірка, хорошо знакомый сукраинским и международным арт-рынками. - А время работает только на пользутаким вкладам".

И работа Гурски, проданная за фантастическую дляфотографии сумму, - лишь капля в море ценовых рекордов, установленных в 2011году. За наиболее интересные лоты покупатели устраивали настоящую войнукошельков, и произведения уходили за цену, в несколько раз превышающую верхнийэстимейт, то есть самую оптимистичную оценку аукциона.

Вложения в искусство напрямую не зависят ни от экономических, ни от политических кризисов, и поэтому являются надежным убежищем капитала в нестабильный или посткризисный период

Например, на торгах Sotheby’s Портрет Поля Элюара авторства СальвадораДали ушел за $ 21,7 млн при эстимейте $ 3,5-5,0 млн, установив один из рекордовгода - на живопись сюрреализма. За картину сражались сразу пять участниковаукциона, в то время как обычно на такую крупную рыбу охотятся два, максимумтри коллекционера.

"Рыноквосстанавливается после [наибольшего падения,связанного с мировым кризисом] в апреле 2009-го и продолжаетдемонстрировать укрепление вопреки кризису евро, - констатирует в разговоре с Корреспондентом директор лондонскогоаукциона MacDougall’s Уильям Макдугалл. - Мы ожидаем продолжения этой тенденции, а такжеулучшения ситуации в сегменте российского, украинского и советского искусства".

Деньги - ничто

3,3 млн фунтов стерлингов (около $ 5 млн) заплатили на одномиз прошлогодних аукционов Sotheby's в Лондоне за крошечный холст размером 12,5 х 9,5см. Речь идет об автопортрете Люсьена Фрейда,известного британского художника и любителя изображать обнаженными крупныхженщин.

Эта сумма более чем в четыре разапревышает верхний эстимейт аукциона (800 тыс.) и почти в 40 раз - цену20-летней давности. В последний раз этот автопортрет продали на аукционе в 1992году - за 88 тыс. фунтов.

Вложения в предметы искусства приносят очень большие годовые проценты. При грамотном вкладе уже через пять лет стоимость работы может возрасти на 30%, 50% или даже на 100%

"Вложения впредметы искусства приносят очень большие годовые проценты. При грамотномвкладе уже через пять лет стоимость работы может возрасти на 30%, 50% или даже на100%. Сейчас никакие акции или депозиты не принесут аналогичной прибыли, и ниодна лотерея не даст столько же шансов на выигрыш, как арт-инвестиции", - раскрываетсекреты рынка Волошин.

Однако Александр Ройтбурд, один изсамых дорогих украинских художников, предупреждает потенциальных инвесторов обосторожности. По его словам, на этом рынке не работают сугубо экономическиезаконы.

"Огромную роль играет качество [работы], а также умение угадатьпотенциал художника, когда он еще только начинает, и увидеть его перспективу,когда он еще ничего не достиг", - говорит он. Для этого надо разбираться нетолько в экономике, но и в искусстве или же прибегать к помощи компетентныхспециалистов.

Впрочем, коллекционеры к этому готовы - тратить нетолько на шедевры, но и на консультантов. "Я работаю [в этой сфере] с 1978 года и еще никогда не видел на рынке такойденежной массы, которую хотят потратить на покупку произведений искусства", -признается Ричард Польски, арт-дилер из Калифорнии (США).

Огромную роль играет качество [работы], а также умение угадать потенциал художника, когда он еще только начинает, и увидеть его перспективу,когда он еще ничего не достиг

В результате у самых крупных аукционных домов,Sotheby’s и Christie’s,- "головокружение от успехов". Полные отчеты за2011-й станут известны в феврале, но уже по продажам первой половины года можносудить о солидном росте прибылей аукционов.

Так, за первые шесть месяцев 2011 года доходы Sotheby’sот торговли предметами искусства составили $ 489,4 млн, а общий объем продаж -$ 3,4 млрд. Прибыль во втором квартале оказалась на 48% выше полученной зааналогичный период в 2010-м, и президент аукционного дома заявил, что это былсамый яркий рост за всю историю.

Финансовые показатели Christie’s также выросли. Запервое полугодие прошлого года общая выручка составила $ 3,2 млрд, что на 17,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010-го.

За первые шесть месяцев 2011 года доходы Sotheby’sот торговли предметами искусства составили $ 489,4 млн, а общий объем продаж -$ 3,4 млрд

Ярким показателемтого, что покупатели готовы платить любые деньги за прекрасное, стала и ценоваяпланка - суммы в миллионы долларов уже не воспринимаются как астрономические.Так, за шесть месяцев в 2011 году на Sotheby’s был продан 441 лот ценой свыше $1 млн. За аналогичный период позапрошлого года таких лотов было всего 273.

"Это поиск гарантий [сохранения капиталов]. Ars longa, vita brevis. Жизнь коротка, а искусствовечно. И оно никогда не дешевеет", — описывает происходящее искусствоведАлександр Соловьев, куратор Мистецького арсеналу.

Вечные ценности

Впрочем, не только желание сохранить накопленное непосильным трудом движетколлекционерами. Немалую роль играет и мода: по словам Соловьева, растет престиж причастности карт-миру как показатель культурной развитости и высокого общественного статуса.И в этом смысле личная коллекция - разновидность инициации, показательпричастности к элитарному клубу.

Толи еще будет. Игроки арт-рынка в один голос утверждают, что в 2012 годутенденция сохранится. К простому объяснению - что люди предпочитают владетьискусством, а не деньгами, - Польскидобавляет и то, что искусство стало действенным и более чем легитимным инструментомсохранения капитала, полноправным игроком рынка инвестиций.

Растет престиж причастности к арт-миру как показатель культурной развитости и высокого общественного статуса.

"Люди верят в то, что произведенияискусства ликвидны, и их деньги в целости и сохранности. То есть сейчас, с ихточки зрения, коллекция - такой же, если не более надежный актив, как недвижимостьили ценные бумаги", - говорит Польски.

Наметившаяся тенденция радуетРойтбурда, в чем он признается Корреспонденту."Это приятно, и моя личная практика ее подтверждает: за последние 20 лет моицены выросли в 40 раз", - рассказывает мастер.

Покупать украинское искусство сейчасочень выгодного, поскольку мир на него уже обратил внимание, уверен Волошин.Хотя местные художники пока стоят меньше, чем аналогичные по уровнюамериканские и европейские. "Работы отечественных мастеров недооценены всреднем на 40-60%, поэтому прогнозированно будут дорожать", - уверен директоргалереи.

Ройтбурд убежден, что никакие выводыоб инвестиционной привлекательности искусства не могут повлиять на присутствиестраны на мировом художественном рынке. "Для этого нужен патриотизмнационального капитала и цивилизованная государственная культурная политика. Унас и с тем и с другим серьезные проблемы", - отмечает художник.

Искусство стало действенным и более чем легитимным инструментом сохранения капитала, полноправным игроком рынка инвестиций

Справедливость егослов подтверждают и китайцы. Так, по данным аукционных домов, наиболееактивными на рынке в 2011 году стали азиатские покупатели. Вкладывают они всвоих же мастеров, и поэтому самым дорогим художником года оказался китаец ЦиБайши. Его работа Орел на сосне(1946) ушла за $ 57,2 млн. А традиционная китайская живопись показаланаибольший прогресс среди всех сегментов изобразительного искусства - буквальноза год цены на нее выросли в среднем на 20,6%.

Стоимость импрессионистов и модернистов выросла на14%, а полотна послевоенного и современного периодов подорожали на 6,4%. В тоже время работы мастеров старой школы и художников XIX века показали среднююрентабельность 4,8 % - это самый дорогой сегмент рынка, и рост здесь наименьший.

Поэтому самыми интересными с точки зренияинвестиционной привлекательности эксперты называют художников ХХ века исовременных.

Татьяна Миронова, директор столичной галереи собственногоимени, активно продвигающая современное отечественное искусства на зарубежных ярмарках вроде Scope Art Bazel, Scope Miami, Art Palm Beach, ArtChicago, Арт Москва, уверена, что в наступившем году все обстоятельстваскладываются в пользу Украины и ее художников.

"Этойвесной активная международная жизнь переместиться в Украину [Евро-2012 и Арсенале, первая отечественная биеннале].Думаю, мы сможем заявить о себе", - убеждена Миронова.

Ценыуходят в небо

10 самых дорогих живописных лотов, проданных на аукционах в 2011 году

 

Автор

Работа

Цена, $ млн

Место и дата продажи

1

Ци Байши (Китай)

Орел на сосне (1946)

57,2

China Guardian Auctions Co., Пекин,
22 мая

2

Ван Мэн (Китай)

Чжичуань перевозит свое жилище на гору (XIV в.)

55,3

Poly International Auction Co., Пекин,
4 июня

3

Клиффорд Стилл (США)

1949-A-No.1 (1949)

55,0

Sotheby's, Нью-Йорк,
9 ноября

4

Рой Лихтенштейн (США)

Мне видна вся комната... В ней никого нет! (1961)

38,5

Christie's, Нью-Йорк,
8 ноября

5

Франческо Гварди (Италия)

Венеция. Вид моста Риальто с Угольной набережной (конец 1760-х)

38,3

Sotheby's, Лондон,
6 июля

6

Сюй Бэйхун (Китай)

Труд на мирной земле (1951)

36,7

Poly International Auction Co., Пекин,
5 декабря

7

Пабло Пикассо (Испания)

Чтение (1932)

36,3

Sotheby’s, Лондон,
8 февраля

8

Густав Климт (Австрия)

Литцльберг на Аттерзее (1915)

36,0

Sotheby’s, Нью-Йорк,
2 ноября

9

Эгон Шиле (Австрия)

Дома с пестрым бельем. Пригород II (1914)

35,7

Sotheby’s, Лондон,
22 июня

10

Энди Уорхол (США)

Автопортрет (1963-1964)

34,3

Christie's, Нью-Йорк,
11 мая

Данные artprice.com

***

Этот материал опубликован в №4 журнала Корреспондент от 3 февраля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.