Внешнеторговый профицит Беларуси в июле "растворился"

Положительное внешнеторговое сальдо Беларуси в июле по сравнению с июнем сократилось в 18,5 раз. По мнению экспертов, его нынешний показатель отражает реальное положение дел в белорусской экономике.
Reuters

Последние пять лет сальдо торгового баланса Беларуси было устойчиво отрицательным, и такая тенденция сохранялась до 2011 года. Тогда в стране разразился финансовый кризис, курс национальной валюты упал в три раза, и экспорт резко подешевевших в долларах и евро белорусских товаров стал расти.

С начала текущего года сальдо внешней торговли демонстрировало положительную динамику. Многим наблюдателям она казалась даже чрезмерно оптимистической и неоправданной. Аналитики напрямую связывали происходящее с открывшимися для Беларуси возможностями экспорта в Европу неорганических растворителей и разбавителей, полученных из российского сырья. При этом они указывали, что под видом растворителей и разбавителей Минск, вероятно, продает на европейском рынке нефтепродукты и не платит пошлины в российский бюджет.

Как бы то ни было, согласно данным белорусского Национального статистического комитета, за первые семь месяцев 2012 года Беларусь экспортировала товаров на 2 миллиарда долларов больше, чем импортировала. Однако если в июне экспорт превысил импорт на 430 миллионов долларов, то в июле - всего на 23 миллиона. В чем же причина столь резкого падения?

Сальдо в плюсе

Декан экономического факультета Белгосуниверситета, профессор Михаил Ковалев в интервью DW не стал конкретизировать причины происшедшего: "Сальдо остается положительным и этого вполне достаточно. Чрезмерно положительным оно не должно быть, ибо это означает, что тормозится процесс закупки современных зарубежных технологий".

По словам Ковалева, почти двадцатикратное падение в июле по сравнению с июнем профицита внешней торговли для Беларуси – явление вполне нормальное, так как "месяц на месяц не приходится". Вместе с тем профессор убежден, что внешнеторговый баланс страны должен держаться около нулевой отметки.

Бывший глава белорусского Нацбанка Станислав Богданкевич уверен, что резкое снижение положительного внешнеторгового сальдо напрямую связано с тем, что Минск прекратил экспорт растворителей и разбавителей. "Они вырабатывались из российской нефти и продавались на европейском рынке. Но в отличие от бензина и керосина, Беларусь не возвращала в российский бюджет пошлины за их экспорт", - объяснил Богданкевич.

Растворители и сохранение баланса

Напомним, что в июле премьер-министр России Дмитрий Медведев во время визита в Минск заявил о необходимости разобраться в данной ситуации и потребовал защитить экономические интересы России. Практически одновременно с этим российские поставщики прекратили отгрузку в Беларусь нафты, являющейся основой для растворителей.

Однако благодаря возможностям, вытекающим из действующих белорусско-российских соглашений в энергетической сфере, как выразился Станислав Богданкевич, "Минск из-за растворителей за первое полугодье 2012 года на халяву получил 2 миллиарда долларов". Второй причиной снижения профицита внешней торговли экс-главный банкир назвал рост зарплат и пенсий: "В стране увеличилась рублевая денежная масса, то есть появились лишние деньги, которые пошли на закупки товаров за рубежом".

Впрочем, Богданкевич полагает, что в ближайшие месяцы ни увеличения, ни уменьшения сальдо торгового баланса Беларуси не произойдет. То есть сейчас оно оказалось в более или менее равновесном состоянии. На взгляд экс-главы Нацбанка, второй схемы, аналогичной той, с использованием которой на европейский рынок экспортировались растворители и разбавители, у Беларуси не появится.

В то же время дешевый российский газ и нефть для внутреннего рынка страны "даст возможность удерживать разницу между экспортом и импортом около нулевой отметки". А растущие цены на товары, по выражению Станислава Богданкевича, "съедят увеличившуюся денежную массу".

В надежде на лазейку

В свою очередь независимый экономист Сергей Чалый не видит ничего страшного в том, что внешнеторговый профицит Беларуси в июле резко упало: "Это совсем не значит, что произойдет какой-то крах. При выросшем за счет экспорта растворителей сальдо страдала конкурентоспособность практически всех остальных экспортных отраслей. Сейчас ситуация возвращается в нормальное русло".

По мнению Чалого, возможность для Минска экспортировать растворители и разбавители была бонусом, который едва ли будет предоставлен вновь. Во всяком случае каких-либо других источников для увеличения белорусского экспорта экономист не видит.

Наоборот, Сергей Чалый отмечает тренд потери конкурентоспособности белорусскими товарами на традиционных внешних рынках. И если, как он выразился, "не будет найдена новая лазейка в торговле с Россией по образу и подобию экспорта растворителей", удерживать внешнеторговый профицит Минску будет сложно.

Источник: Русская служба DW