Китайские компании представляют потенциальную угрозу для других стран – международные эксперты

Журнал Корреспондент разузнал, зачем Поднебесная покупает хорошо известные глобальные бренды.
АР
 
Бизнес-экспансия китайских компаний продолжается. У китайцев много денег и они идут коротким путем для расширения своей доли международного рынка, просто покупая хороши известные глобальные бренды, пишет журнал Корреспондент.
 
"Для создания узнаваемого среди клиентов бренда нужно очень много усилий и времени. Это будет продолжатся до тех пор, пока китайские бренды сами не станут на ноги, на что, похоже, уйдет еще много лет", - говорит Дерек Сизорс, эксперт стратегического исследовательского института США Heritage Foundation.
 
 
Деньги - не долгоиграющая панацея 
 
По его словам, легко возрождать компании с помощью денег, но вот что сложно - это возрождать их на долгое время и китайские возможности в этом плане неясны, поскольку этот процесс лишь начался. 
 
"Инвесторы из других стран больше беспокоятся о прибыли; в свою очередь китайские инвесторы более склонны беспокоится о доле рынка. Если у страны есть с Китаем конфликт в сфере безопасности, китайские компании являются потенциальной угрозой. Причина кроется в отсутствии верховенства закона. Если Коммунистическая партия приказывает компании Huawei шпионить, у нее нет выхода кроме как согласиться. Нет никакой независимой партии, чтобы ее защитить, нет независимой судебной системы, нет независимых СМИ. Дело не в том, что китайские компании являются инструментами партии. Дело в том, что они очень легко могут в них превратиться", - говорит эксперты. 
 
 
Стратегические инвестиции 
 
Еще один эксперт, профессор истории Чикагского университета, специализирующийся на Китае Кеннет Померанц считает, что Поднебесная обладает невероятным фондом национального благосостояния, накопленным годами с помощью профицита счета текущих операций, а доходность казначейских ценных бумаг США очень низкая - они ищут альтернативы, чтобы диверсифицировать вложения. 
 
"Но суть инвестиций - это не всегда и не только финансовые возвраты, часто это также являются стратегическими", - говорит он. 
 
По его словам, стратегические инвестиции разделяются на две основные категории.
 
С одной стороны, здесь идет речь о природных ресурсах: попытки зафиксировать доступ к сельскохозяйственным, энергетическим и другим ресурсам, которые составляют для Китая интерес из-за нехватки собственных. Недавняя долгосрочная аренда участков украинских с/г угодий — один из таких примеров; поглощение Smithfield (крупнейший производитель мяса в США) — другой, поскольку обеспечивает доступ к вертикально интегрированных операциях, которые включают множество операций с питанием (и выводит за рубеж загрязнения, которые обычно сопровождают производство мяса и зерна в промышленных масштабах).
 
С другой стороны, налицо попытки создать то, что в Китае называют "чемпионами" — компании, которые могут успешно конкурировать на рынках с высокой добавленной стоимостью по всему миру — путем получения контроля над продвинутыми технологиями, признанными брендами и так далее. Поглощение компанией Lenovo части IBM — это, наверное, лучший пример здесь, но есть другие, в таких сферах как нефтесервисы и так далее.
 
Большинство компаний, которые раскручиваются как "чемпионы" и большинство которых совершают транснациональные поглощения, являются частично капитализированными государственными предприятиями (то есть компании, которые превратились в акционерные корпорации и котируются на биржах, но с контрольным пакетом акций в руках государства).
 
"У китайских инвесторов нет магической формулы, иногда они будут достигать успеха, иногда - проваливаться. Но у них есть преимущество в виде чрезвычайно глубоких карманов и отсутствия необходимости добиваться максимальных прибылей быстро: преобразование компании часто требует больше времени для получения прибыли, чем ее разделение, и этому способствует наличие менеджеров, которые, в отличие от многих западных, могут себе позволить не зацикливаться на квартальных прибылях. Также их не волнует налоговый кодекс, который, как в США, поощряет загрузку компании долгами, в то время как она платит высокие управленческие сборы", - говорит он.
 
 
Бизнес-интеграция 
 
В свою очередь, профессор финансов Пекинского университета Майкл Петтис считает, что существует длинная история стран, когда они впервые становятся крупными международными игроками и особенно если им приходится утилизировать крупные излишки текущего счета, начиная волну иностранных поглощений, и, возможно, по психологическим причинам часто это становятся покупки "трофейных" активов. 
 
"Самые очевидные случаи – США 1920-х годов, страны ОПЕК – 1970-х и Япония 1980-х. Нет совершенно ничего удивительного в том, что сейчас это делает Китай, и я бы ожидал продолжения и даже усиления этого процесса в течение нескольких следующих лет", - говорит он.
 
По его словам, исторически, когда эти страны впервые покупали компании, они, как правило, переплачивали и часто плохо управляли компаниями, которые они купили. 
 
"Поэтому пока нет никаких доказательств, что китайские компании ждет другая судьба. Я думаю, что мы увидим не возрождение этих компаний, а интеграцию их бизнеса в общий бизнес китайского покупателя со скрыванием любых убытков в общих счетах. Кстати, это огромное преимущество китайских компаний и оно состоит в том, что, если это важные китайские компании с сильными политическими связями, они могут брать кредиты в Китае под чрезвычайно низкие проценты", - говорит он. 
 
 
Потенциальная угроза
 
По словам эксперта, особенно в капиталоемких отраслях это может дать им некое преимущество перед иностранными конкурентами. 
 
"Поскольку эти искусственно низкие процентные ставки привели к чрезвычайному ущербу для обычных банковских депозитов и Народного банка Китая, Пекин пытается поднять учетные ставки к более естественному уровню, поэтому это преимущество может длиться не очень долго", - говорит он.
 
Также, по его словам, в Китае успешные большие компании успешны не потому, что у них есть сильные стимулы к инновациям или созданию передовых технология, а скорее благодаря прочным политическим связям и доступу к дешевым банковским кредитам. 
 
"Как результат, в Китае не особенно беспокоятся о инновациях, усовершенствованием продукта или качеством, поэтому среди китайцев широко распространено мнение, что китайские товары очень низкого качества. Это может не иметь значения дома, где местные производители пользуются некого рода защитой, но, если они хотят достичь успеха за рубежом, китайские компании должны сломать такое восприятие. Я подозреваю, что это одна из причин, почему они так сильно хотят покупать хорошо известные международные бренды", - говорит он.
 
 
Подробнее о китайской бизнес-экспансии читайте в № 6 журнала Корреспондент от 14 февраля 2014 года.