Корреспондент: По рынку труда ударил кризис

Рынок труда переживает сложные времена – вакансий очень мало, а желающих получить работу много. Больше других шансов у рабочих и IT-специалистов, пишет Елена Романюк в №37 журнала Корреспондент от 19 сентября 2014 года.
Дмитрия Никонорова

Опытный редактор Елена летом искала работу в Киеве больше месяца. Хотя до этого на протяжении 13 лет поиск нового места занимал буквально несколько дней.

«Рынок СМИ очень изменчивый, проекты открываются и закрываются, но проблем с поиском работы никогда не возникало. В этом же году мало того что вакансий намного меньше, так ещё и средняя зарплата на рынке сильно упала», — описывает она ситуацию.

В этом году положение однозначно хуже, чем годом ранее. Более того, по некоторым оценкам, оно приближается к ситуации кризисного 2009 года

Подтверждают слова Елены и специалисты по подбору персонала. По их наблюдениям, в этом году положение однозначно хуже, чем годом ранее. Более того, по некоторым оценкам, оно приближается к ситуации кризисного 2009 года, когда, по данным Госслужбы статистики, уровень безработицы среди трудоспособного населения в первом квартале составлял 9,6%. В первом квартале 2014 года этот показатель достиг 9,3%.

В январе-августе только услугами Государственного центра занятости воспользовались 1,1 млн безработных, при этом количество вакансий, заявленных работодателями в этот период, составляло 674 тыс. Не говоря уже о людях, которые занимались поиском работы самостоятельно или при помощи частных рекрутинговых структур.

Как отмечают специалисты, больше всего шансов сейчас найти работу в Киеве и Киевской области.

«Несмотря на высокую конкуренцию среди соискателей, вакансий здесь, как всегда, больше. В то же время на востоке в связи с АТО рабочих мест, можно сказать, просто не стало», — отмечает Надежда Петрученко, директор консалтинговой компании Глория.

Не может похвастать обилием вакансий и западный регион. Олег Рисный, директор Львовского городского центра занятости, рассказал Корреспонденту, что, если в прошлом году во Львове в сентябре насчитывалось 2,0-2,5 тыс. вакансий, то в этом всего 789.

«Главная причина сокращения вакансий — события, произошедшие на Майдане в Киеве. Как упало резко количество вакансий в январе-феврале, так с того момента оно и не росло. Малый и средний бизнес, который мог предоставить людям новые рабочие места, зимой был занят другими делами», — говорит Рисный.

Сезонное оживление

С началом осени рынок немного оживился.

«Сейчас начало осени, и традиционно рынок труда претерпевает сезонное оживление. Появляется больше вакансий, но и больше резюме», — делится наблюдениями Наталья Макеева, директор по маркетингу и развитию компании Golden Staff Group.

Её коллега, контент-эксперт компании Работа Интернешнл (rabota.ua) Татьяна Пашкина также отмечает, что увеличилось количество направлений, по которым соискатели ищут работу. Например, если раньше журналист размещал резюме, а также смотрел вакансии только в одноимённой рубрике, то сейчас он рассматривает возможность работы и в PR, и редактором на сайте, и SMM-менеджером, и пр.

Наиболее востребованы на данный момент (как, впрочем, на протяжении последних нескольких лет), IT-специалисты

По словам рекрутёров, наиболее востребованы на данный момент (как, впрочем, на протяжении последних нескольких лет), IT-специалисты.

«Рынок IT не слишком подвержен колебаниям из-за социальных или политических изменений. Во многом потому что наши IT-специалисты работают на западные компании. Профессионалы-программисты востребованы и в цене», — поясняет Петрученко.

Также традиционно рынок нуждается в менеджерах по продажам. Особенно тех, кто готов заниматься прямыми продажами и находить самостоятельно новых клиентов. Для примера: по состоянию на12 сентября на сайте work.ua в рубрике Продажи и закупки было размещено 8,9 тыс. вакансий. Правда, количество резюме претендующих на такую работу превысило 169 тыс.

Украинские работодатели также нуждаются в грамотных руководителях высшего звена, и, что интересно, в квалифицированных профильных специалистах (инженеры, технологи и пр.).

«Как и на айтишников, на эту категорию специалистов также не влияют кризисные факторы. Их мало на рынке, и обычно такие люди, как рекрутёры, на них охотятся», — говорит Макеева.

Кроме того, по словам специалистов, всё ещё востребованы PR-менеджеры, маркетологи и специалисты по развитию.

Неизменно много вакансий и различного рода полуквалифицированных работников с невысокой зарплатой

Неизменно много вакансий и различного рода полуквалифицированных работников с невысокой зарплатой.

«Например, сети супермаркетов, как и раньше, не могут в полном объёме закрыть свои вакансии кассиров, грузчиков, обвальщиков мяса, тех, кто работает в залах супермаркетов и других», — отмечает Макеева.

Много «рабочих» вакансий и в регионах.

«Среди вакансий, заявленных работодателями в Харькове и Харьковской области, больше всего — более 1.500 (54% общего количества) — рабочие профессии. В частности, наибольшим спросом на рынке труда пользуются слесари, водители, строители, сварщики, электромонтёры», — рассказывает Корреспонденту Владимир Миненко, директор Харьковского областного центра занятости. По его словам, существует потребность и в служащих, медработниках, инженерах разных профилей и пр.

Во Львове и области много вакансий водителей трамваев, охранников, швей, водителей грузовых автомобилей, IT-специалистов, тестировщиков, бухгалтеров, продавцов и торговых агентов.

Есть отдельные сферы, которые особо пострадали в последние несколько месяцев. Это, например, автомобильный, ресторанный бизнесы, недвижимость, финансовая и туристическая сферы

В то же время есть отдельные сферы, которые особо пострадали в последние несколько месяцев. Это, например, автомобильный, ресторанный бизнесы, недвижимость, финансовая и туристическая сферы. Традиционно в период кризиса также становятся менее востребованными специалисты по подбору, развитию и работе с персоналом, внутренние тренеры, аналитики.

Меньше вакансий стало для экономистов, бухгалтеров, финансистов. Также, по словам Макеевой, не удел оказались представители различных «экзотических» специальностей, на которых стараются сэкономить: сомелье, кависты, коучи, психотерапевты, футурологи и т. д.

Как замечает Петрученко, не особо нужны сейчас линейные специалисты промышленных предприятий — промышленные гиганты сосредоточены в основном на востоке страны, в других регионах их единицы либо нет вообще.

Внутренняя миграция

Влияние на рынок труда в этом году оказывает и такой фактор, как переселенцы из Крыма, Донецкой и Луганской областей. Помимо того что этим людям нужно где-то жить, многим из них нужно ещё и устроиться на работу.

«С 1 марта по 9 сентября в центры занятости обратились за помощью в трудоустройстве 10,5 тыс. человек из числа жителей Крыма, Севастополя, а также Донецкой и Луганской областей. Из них статус зарегистрированного безработного получили 5,7 тыс. лиц. Помощь по безработицеполучали 4,6 тыс. лиц», — сообщила изданию Валентина Клещикова-Матвеева, начальник отдела по связям с общественностью и СМИ Государственного центра занятости.

По её словам, больше всего жителей Крыма и восточных областей обратились в центры занятости Киева (более 1 тыс. чел.), Харьковской (1 тыс.), Днепропетровской (1,2 тыс.) и Запорожской (1,2 тыс.) областей.

У регионов на этот счёт своя статистика.

«На 12 сентября в поиске работы к специалистам центров занятости Харьковской области обратились более 7,9 тыс. лиц из числа жителей Донецкой и Луганской областей. Из них около 1,1 тыс. человек зарегистрировались в центрах занятости, четверть из них были трудоустроены», — рассказали в Харьковском региональном центре занятости.

К слову, по словам Миненко, более 1 тыс. переселенцев из зоны АТО получили консультацию в мобильном центре занятости непосредственно на Привокзальной площади.

При этом не секрет, что обращаются в государственные центры далеко не все переселенцы. Чтобы официально встать на учёт, человеку необходимо иметь при себе все документы, что не всегда возможно в случае поспешного отъезда из зоны боевых действий. Поэтому большинство переселенцев предпочитают обращаться за помощью в поисках работы в волонтёрские организации или благотворительные фонды.

Одна из волонтёрских организаций, занимающихся трудоустройством беженцев по всей стране, — Центр занятости свободных людей. Офис организации находится в Киеве, но по телефону горячей линии волонтёры могут проконсультировать человека из любого региона. По состоянию на начало августа в базе организации было около 2 тыс. вакансий, причём как в крупных городах — Киеве, Одессе, Днепропетровске, Запорожье, Львове,— так и в сельской местности.

«Многие работодатели связываются с нами сами, остальных находят наши волонтёры и сотрудники сайтов по поиску работы, с которыми мы сотрудничаем», — рассказывает Корреспонденту Марина Лебедь, координатор центра.

По её словам, за последние три месяца центр помог найти работу более чем 1 тыс. переселенцев.

Волонтер: Чаще всего переселенцев удается устроить строителями, операторами call-центров, продавцами, нянями, сиделками и т. п.

«Чаще всего их удается устроить строителями, операторами call-центров, продавцами, нянями, сиделками и т. п. Вообще же среди переселенцев кроме людей, владеющих рабочими специальностями, много «промышленников» (инженеров, шахтёров), продавцов, специалистов отельно-ресторанной сферы, бухгалтеров, административного персонала (секретарей, операторов ПК и т. п.)», — отмечает Лебедь.

Переселенцу куда сложнее найти постоянную работу, где требуется человек с высшим образованием, чем подыскать вакансию для выполнения низкоквалифицированного труда. Поэтому многие специалисты предпочитают искать работу традиционным путем — посредством рекрутинговых компаний либо через сайты.

«Мне удалось найти работу на сайте work.ua», — говорит Корреспонденту мастер по ремонту компьютеров Сергей.

По его словам, в Луганске у него была своя компания по ремонту компьютерной техники, в Киеве же приходится начинать всё сначала. Хотя помещение для своей компании Сергей уже присматривает, осталось только наработать клиентскую базу.

Не забываютжители восточных регионов и о силе соцсетей — в том же Facebookдесятки людей каждый день предлагают подработку или постоянную работу для переселенцев.

«Многие работодатели даже установили определённые льготы для беженцев - компенсационные доплаты к зарплате, обеспечение жильём, питанием», — рассказывает Макеева.

Правда, во Львове изданию обрисовали несколько иную картину. В частности, в одной из рекрутинговых компаний рассказали, что раньше львовские бизнесмены очень активно откликались на просьбы помочь с трудоустройством крымчан. Но со временем, когда во Львов начали приезжать люди с востока, желающих помочь вынужденным переселенцам поубавилось.

Местные предприниматели сетуют на завышенные ожидания по зарплате со стороны гостей. Многие из них считают, что в Западной Украине они очень низкие, и от работы отказываются.

Денежный фактор

Впрочем, специалисты рынка труда отмечают, что не спешат трудоустраиваться не только переселенцы, приехавшие в Западную Украину. Многие из жителей восточных областей просто хотят «переждать бурю».

«Люди, вынужденные переехать в другие регионы страны, не торопятся утраиваться на работу, так как надеются, что эта ситуация временная и им в скором времени удастся вернуться домой», — говорит Макеева.

Также, по отмечает эксперт, граждане, проживавшие в небольших населённых пунктах, просто не привыкли искать работу самостоятельно. У многих из них нет резюме, и они с трудом себе представляют процесс прохождения собеседования.

«Не так давно мы консультировали женщину из Славянска — помогали составить резюме и рассказывали, как себя лучше вести в ходе собеседования. Проблема состояла в том, что женщина пока не определилась с тем, кем она хотела бы работать», — приводит пример Макеева.

Неохотно соглашаются переселенцы и на переквалификацию. При этом кто-то из рекрутёров считает, что у них нет времени и денег на это, а кто-то — что жители восточных областей просто не понимают требований центральных регионов.

«Я могу уверенно сказать, что многие переселенцы не готовы к более высоким требованиям и нормам. Местные соискатели больше настроены получать дополнительное образование, повышать квалификацию, чтобы быть конкурентным на рынке труда», — считает Петрученко.

Приток рабочей силы сказался на среднем уровне зарплат в центре страны. В частности определённо снизились зарплаты для рабочих специальностей 

Тем не менее приток рабочей силы сказался на среднем уровне зарплат в центре страны. В частности, по словам Ульяны Масловой, руководителя исследовательского центра ресурса hh.ua, определённо снизились зарплаты для рабочих специальностей.

«Рабочая сила из восточных областей дешевле. Людям нужна любая работа, и они согласны работать и за меньшие деньги. Тем более что разница между зарплатами в регионах и в Киеве существенна», — говорит она.

Этим не замедлили воспользоваться наниматели — количество вакансий без указания зарплат выросло, соискатели также сообщают о том, что потенциальные работодатели пытаются торговаться с ними в ходе собеседования, отдавая предпочтение кандидату, который согласится на меньшие деньги.

А вот Макеева считает, что уровень зарплат сейчас регулируется не столько притоком беженцев, сколько скачками курса гривни по отношению к доллару и кризисными процессами в экономике.

«Если судить о зарплатах в гривневом эквиваленте, то их средний уровень вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15-20%. Но, если вводить пересчет в долларовом эквиваленте и с учетом процессов инфляции, ситуация, конечно, ухудшилась. В долларовом эквиваленте средняя зарплата уменьшилась на 30-40%. При этом очень немногие работодатели произвели перерасчёт зарплат с учётом нового курса гривни», — подчеркивает Макеева.

***

Этот материал опубликован в №37 журнала Корреспондент от 19 сентября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.