- Горячие темы:
- Коммуналка
- Тесты bigmir)net
- ВНО в Украине 2024
Корреспондент: Чего ждать от бюджета-2015
Корреспондент выяснил, за что же всё-таки проголосовали парламентарии ранним утром 29 декабря, пишут Дмитрий Горулько и Елена Романюк в №1 журнала от 16 января 2015 года.
Уже начало работы над бюджетом было многообещающим. Интрига нарастала с момента, когда премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что проект бюджета будет подан Кабмином в парламент до 15 октября, в соответствии с требованиями законодательства.
Чуть позже премьер заинтриговал общественность тем, что правительство подготовило даже два варианта бюджета — дополненный вариант на случай, если Верховная Рада до выборов успеет принять ряд правительственных законопроектов. В итоге, как это, впрочем, не раз бывало с обещаниями и прогнозами премьера-«камикадзе», ни один из вариантов в Раде до 15 октября так и не увидели.
Проект закона о госбюджете появился в парламенте только 12 декабря. Прочно установившуюся к концу года атмосферу общей нервозности усугубили попавшие в СМИ рабочие документы Кабмина, предусматривавшие очень существенное сокращение социальных расходов вплоть до ликвидации таких «пережитков СССР», как бесплатная медицина или образование. Предложенные правительством и одобренные парламентариями новшества в итоге выглядят менее радикально, чем ставшие достоянием общественности планы, но популярности правительству они вряд ли добавят.
Другие аспекты, которые в принципе были ожидаемыми, — это рост расходов на оборону и силовые структуры, учитывая ситуацию на востоке страны, на фоне сокращения прочих расходов там, где это возможно. Однако главная финансовая смета страны писалась, корректировалась и принималась на скорую руку, что дало множество поводов говорить о процедурных нарушениях в процессе её подготовки.
Юлия Тимошенко даже заявила о фальсификации бюджета на согласительном совете 12 января, утверждая, что в итоговом тексте документа нет правок, которые принимались в ходе обсуждения. В частности, якобы исчезло повышение социальных стандартов во втором полугодии. Однако позиция первых лиц государства вполне однозначна: даже такой бюджет лучше, чем вступить в новый год без бюджета вообще.
Безотлагательный вопрос
Авральный режим голосования, затянувшегося до утра 29 декабря, официально объясняется соображениями национальной безопасности. Если бы бюджет не удалось утвердить до конца года, 2015-й страна начала бы по бюджету-2014, в котором нет повышенных расходов на силовые структуры и нужды обороны.
С другой стороны, парламентарии последнего призыва открыто заявляли, что спешка и нарушения в связи с ней были также вызваны желанием их старших товарищей успеть на рейсы в тёплые страны. Якобы спасая путёвки, депутаты в принципе готовы были проголосовать за документ, который толком даже не видели.
Существенное увеличение оборонных расходов действительно бросается в глаза. Не забыты не только военные и Национальная гвардия, но и пограничники, а также МВД, СБУ и Генпрокуратура.
Памятуя заявления Яценюка и Президента Петра Порошенко о том, что АТО обходится в 70 млн, а к концу года и в 100 млн грн в сутки, ничего удивительного в этом нет. Удивляет другое — сравнение параметров бюджетов за 2014 и 2015 годы показывает, что после всех заявлений о затягивании поясов расходы на функционирование органов власти остались на том же уровне либо даже немного повысились.
Из текста документа волшебным образом исчезли даже такие широко разрекламированные нормы, как снижение депутатских и министерских зарплат до размера должностного оклада или ограничение судейского вознаграждения.
Учитывая, что и доходы, и расходы бюджета должны возрасти, возникает логичный вопрос: чьи же пояса собирается затягивать правительство?
Никто не забыт
Представляя документ, Яценюк сообщил, что количество налогов и сборов будет сокращено с 22 до 9. Однако это далеко не единственная характеристика налоговой составляющей — параллельно с бюджетом был принят так называемый бюджетный пакет. Речь идёт о пакете законов, принятых с целью увеличения поступлений в бюджеты всех уровней и выравнивания платёжного баланса и являющихся одним из условий продолжения сотрудничества с Международным валютным фондом.
Этот пакет инициатив стал объектом наиболее жёсткой критики в адрес правительства, поскольку предусматривал сокращение ряда социальных программ и льгот. В ходе обсуждения многие нормы были смягчены, однако даже в таком виде новшества так или иначе затрагивают большинство населения.
В число этих инициатив вошли налог на недвижимость в размере 24 грн за 1 кв. м, от которого по итогам обсуждения были освобождены квартиры площадью до 60 кв. м и дома до 120 кв. м, 20%-е налогообложение пассивных доходов (дивидендов, процентов и роялти) и так называемый налог на роскошь. Не забыты и подакцизные товары — табачные, алкогольные изделия и нефтепродукты, для которых утверждён новый сбор — 5% от объёма реализации, которые пойдут в местные бюджеты.
Рада также утвердила импортный сбор в размере 5-10% на всю импортную продукцию, за исключением товаров критического импорта, куда вошли топливо, банкноты и банковские металлы, гуманитарная помощь, лекарства, оборудование для гемодиализа и другие товары. Это новшество вступит в силу с момента завершения консультаций с торговыми партнёрами, в частности с ЕС.
Крупный бизнес получил сохранение повышенных ставок рентной платы за добычу углеводородов с постепенным их повышением в течение 2015 года и номинальное ужесточение контроля над трансфертным ценообразованием.
Не охваченными заботой правительства могут себя чувствовать разве что пенсионеры в малогабаритных квартирах без вредных привычек и с пенсией ниже трёх минимальных зарплат. Как пояснила министр финансов Наталья Яресько, облагаться 15%-м налогом будет только та часть пенсий, которая превышает 3.654 грн в месяц. По её данным, в Украине только 3,3% пенсионеров получают более 3.654 грн. Впрочем, министр не уточнила, что в эти 3,3% входят не только бывшие высокопоставленные чиновники, но и люди, долго проработавшие, например, на вредных для здоровья производствах.
В бюджете отдельно упоминается повышение тарифов на коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня. Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, поручено пересмотреть тарифы на газ для потребителей уже в первом квартале.
Дождаться февраля
Бюджет рассчитан исходя из консервативного сценария развития ситуации. Параметры такого сценария включают падение ВВП на 4,3%, инфляцию 13,1%, средний курс гривни 17 грн за $ 1 и среднюю цену на импортный газ $ 345 за 1 тыс. куб. м.
Эксперты оценивают реалистичность этих параметров и выполнение бюджета по-разному.
«Скорее всего, по итогам 2015 года ВВП снизится на 6-7% — с этой динамикой мы вошли в 2015-й, и она сохранится в первом полугодии. Падение ВВП по итогам года в пределах 3-4% возможно, если удастся ограничить военный конфликт на востоке», — говорит Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра Разумкова.
Эксперт: Падение ВВП 4,3% — это реалистично. А вот инфляция 13,1% — уже сейчас видно, что официальный темп инфляции отличается от реалий
«Падение ВВП 4,3% — это реалистично. А вот инфляция 13,1% — уже сейчас видно, что официальный темп инфляции отличается от реалий. Насколько я понимаю, большинство специалистов склоняются к тому, что в 2015 году следует ожидать инфляции на уровне 20-25% годовых», — считает Виталий Шапран, главный финансовый аналитик рейтингового агентства Эксперт-Рейтинг.
В свою очередь Игорь Бураковский, директор Украинского института экономических исследований и политических консультаций, указывает, что расходы на безопасность и оборону в течение года могут быть скорректированы в сторону увеличения. Боевые действия продолжаются, а следовательно, расходы могут возрасти, уточняет эксперт.
Другими небесспорными, по его мнению, моментами, являются ожидаемые правительством доходы от приватизации и повышения импортных пошлин.
«Доходы от приватизации на уровне 17 млрд грн — даже в лучшие годы в бюджете закладывали 10 млрд грн от приватизации, и достичь этого показателя удавалось не всегда», — отмечает Бураковский. «К тому же не совсем ясно, действительно ли удастся получить дополнительный доход от повышения импортных пошлин», — добавляет аналитик.
Впрочем, ещё на этапе представления бюджета Яценюк сообщил, что документ будет пересмотрен до конца февраля по итогам консультаций с зарубежными кредиторами.
Доктор едет, едет
Эксперты признают, что принятый бюджет проникнут духом рекомендаций зарубежных кредиторов.
«Этот документ состоит из инициатив, разработанных под влиянием МВФ, наверное, процентов на 70. Это их стандартный рецепт. Поднимите архивы по Греции, по Кипру — что они делали, чего добивались? Увеличения доходной базы, как любой кредитор, за счёт налогов и сокращения расходной», — рассуждает Шапран.
МВФ — монетарный институт, и краеугольный камень его политики — это оздоровление финансовой системы, после чего возможен экономический рост, добавляет эксперт.
Увеличение налогов или ужесточение их администрирования может привести к росту теневого сектора экономики
Обратная сторона универсальности такого подхода — риски, связанные с местной спецификой. Увеличение налогов или ужесточение их администрирования может привести к росту теневого сектора экономики.
«Это типичная реакция, мы знаем, как это может выглядеть, по опыту рынка валюты. Долларов в обменных пунктах нет, зато они есть возле них, — иронизирует Шапран. — У нас не Греция, не Кипр и не Аргентина. Нет возможности контролировать экономику, поскольку оборот наличных в стране довольно высок. Нацбанк борется с этим, но эффект минимальный. По ряду налогов, где уклониться нельзя, может быть рост поступлений, в других случаях найдутся лазейки и новые схемы уклонения».
Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило в комментарии korrespondent.net заявил, что МВФ может даже пойти на смягчение каких-то требований, учитывая конфликт на востоке и ситуацию в стране в целом. По его мнению, это могут быть требования по части гибкости валютного курса и перехода на экономически обоснованный уровень тарифов на коммунальные услуги.
Хотя в такой вариант развития событий верится с трудом, особенно учитывая крайне непростую финансовую ситуацию с НАК Нафтогаз України, поддержка которой является тяжким бременем для государства.
Но идти навстречу кредиторам придётся так или иначе, уж очень незавидной выглядит альтернатива. 13 января агентство Moody's Investors Service заявило, что усугубление геополитического кризиса грозит дефолтом по долговым обязательствам Украины.
Ключевым риском является неопределённость с поступлением внешних займов на фоне небывало низких золотовалютных резервов страны, составляющих уже около $ 7,5 млрд
Ключевым риском является неопределённость с поступлением внешних займов на фоне небывало низких золотовалютных резервов страны, составляющих уже около $ 7,5 млрд.
«Пополнить резервы могут средства МВФ, но следующий транш программы, объёмом $ 2,4 млрд, может быть получен через месяц или более, поскольку очередной пересмотр программы ещё не завершён. В то же время правительству Украины в текущем году необходимо выплатить около $ 10 млрд в рамках обслуживания внешних долговых обязательств», — говорится в сообщении агентства.
Его эксперты отмечают, что, помимо государственного долга, внешняя поддержка требуется для банков и Нафтогаза.
«В нынешних условиях очень тяжело было составить бюджет, который устраивал бы всех. Ключевой момент на сегодняшний день — обеспечить выживание Украины как государства и её экономики в целом», — резюмирует Бураковский.
***
Этот материал опубликован в №1 журнала Корреспондент от 16 января 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.