Закон для Михайловского: кто заплатит за гарантию президента

Верховная Рада решила компенсировать вклады клиентам финкомпаний Михайловского

Фонд гарантирования вкладов физлиц вернет деньги вкладчикам банка Михайловский, которые сознательно или неосознанно размещали вклады на счетах, связанных с банком финансовых компаний. В пятницу Петр Порошенко подал соответствующий законопроект в Раду, вчера депутаты его поддержали. После того, как закон будет подписан президентом и вступит в силу, ФГВФЛ в течение 20 рабочих дней обязан возместить клиентам финансовых компаний Михайловского их вклады в пределах суммы 200 000 грн. Чиновники Фонда гарантирования и депутаты считают, такой вариант решения проблемы с обманутыми клиентами банка - компромиссным. Банкиры негласно признаются, что решение президента - не более чем популизм и попытка побороться за электорат.

Слово президента

НБУ ввел временную администрацию в банк Михайловский 23 мая 2016 года. После признания банка неплатежеспособным НБУ выявил, что часть денег вкладчиков под высокий процент привлекали некие финансовые компании, а сам Михайловский выступал лишь посредником. Тем не менее, за день до введения временной администрации вклады оказались на балансе банка.

Подобные транзакции привели к увеличению нагрузки на Фонд гарантирования, НБУ признал их неправомерными. Фонд гарантирования вкладов отказался возмещать вкладчикам небанковского учреждения потерянные средства, поскольку финансовые компании не являются участниками ФГВФЛ. В результате, после объявления банка неплатежеспособным, без денег и гарантий оказались 14 000 вкладчиков, сумма их депозитов оценивается в 1,5 млрд гривен.

Авторы закона, который разблокирует выплаты клиентам Михайловского считают, что вкладчики, подписавшие, соответствующие договора, не получали от сотрудников банка четкой и однозначной информации о том, что на средства, привлеченные в качестве займов в небанковское финансовое учреждение, не распространяются гарантии ФГВЛФ. На этом основании новый закон приравнивает вклады в финансовых компаниях к банковским вкладам.

В пояснительной записке к президентскому закону отмечается, что в банковском секторе подобная схема приобретает распространение, но закон ограничивает ее использование в будущем, и усиливает ответственность собственников и топ-менеджеров банков за доведение банков до банкротства.

В пользу обманутых  

Акции протеста, которые устраивали вкладчики Михайловского, оставались безрезультатными, пока не вмешался президент. Именно он стал инициатором закона, который позволяет немедленно начать выплаты клиентам через Фонд гарантирования вкладов. Чиновники Фонда, уверяют, что предложенный Порошенко законопроект не был неожиданностью, он несколько месяцев обсуждался с ними, а также Национальным банком и Минфином.

В Фонде прогнозируют, что на выплату компенсаций вкладчикам финкомпаний понадобиться около 1,2 млрд грн. “Деньги на выплату гарантий обманутым вкладчикам у Фонда гарантирования есть. В течении 20 дней мы начнем рассчитываться“, - сообщил директор-распорядитель Фонда Константин Ворушилин. Его заместитель Андрей Оленчик добавил, что в ближайшее время ФГВФЛ не намерен привлекать кредиты у Министерства финансов для выплат пострадавшим. Прибегнуть к такой мере Фонду придется лишь в том случае, если Национальный банк примет решение о ликвидации одного из крупнейших банков из группы средних, что, по словам Оленчика, маловероятно.

Возместить потери Фонд планирует за счет взыскания денег с собственников и топ-менеджмента банка. По информации пресс-службы ведомства, ФГВФЛ подал в правоохранительные органы четыре заявления о совершенных преступлениях владельцами и служебными лицами банка Михайловский на 5,2 млрд грн. “Мы фактически принимаем политическое решение сейчас, и оно проявляется в том, что мы решили не ждать пока пройдут годы расследований и нам удастся через правоохранительные вернуть деньги, чтобы рассчитать с вкладчиками. Мы рассчитаемся со всеми сейчас, а дальше наша история с аффилированными лицами продолжится, и верим, будет успешно завершена“, - объясняет Оленчик.

Правоохранительные органы уже начали расследование о хищении средств из банка. В августе был задержан председатель правления банка Михайловский Игорь Дорошенко. На днях Шевченковский районный суд Киева наложил арест на офисный и торговый центр “Гулливер“, который якобы принадлежит собственнику банка Михайловский Виктору Полищуку. Среди публичных собственников его нет. 

Гулливером владеет компания Три О, ее учредители - украинская компания Мобил Вест и четыре компании-нерезидента. Конечным собственником в госреестре юрлиц указан Игнатенко Вячеслав Иванович. “Это двоюродный брат супруги Полищука. Участники рынка уже давно говорят, что Полищук выступает лишь лицом, на 60% комплекс принадлежит оффшорным островным компаниям, которые контролируются “семьей“, - сообщил Ліга.net депутат Павел Ризаненко. В окружении Полищука связи с семьей бывшего президента отрицают.

Поскольку Гулливер формально может не принадлежать Полищику, арест собственности и взыскание средств правоохранительными органами может сильно затянуться. Чем еще владеет бизнесмен? Самые известныеактивы - торговая сеть Эльдорадо и логистическая компания Транс-Логистик. Есть также строительный бизнес в Киевской области, добавляет Ризаненко. 

Реакция рынка

Опрошенные банкиры отказались от офииальных комментариев, назвав принятие закона политическим и несправедливым шагом по отношению к другим участникам банковского рынка. “Считаю решение по Михайловскому неприемлемым и популистским“, - говорит топ-менеджер крупного банка. - Неясно, почему налогоплательщики должны оплачивать заигрывание властей с электоратом“.

Один из руководителей банка второй группы также пожелавший сохранить анонимность, уверен, что клиентам Михайловского открыто предлагали более высокую ставку за небанковский депозит и они делали свой выбор без принуждения. “Возмещать их вклады - несправедливо как по отношению к другим банкам, так и по отношению к налогоплательщикам“, - говорит банкир. Финансисты полагают, что ответственность за то, что случилось с Михайловским, должна быть распределена между вкладчиками, которые понимали, что их вклады не гарантируются Фондом, но польстились на высокие ставки и собственниками банка.