DW: Энергодефицит в Таджикистане - уголь как альтернатива газу

Таджикистан ввел запрет на экспорт угля. Власти объясняют это решение нехваткой топлива для собственных нужд. Страна строит ТЭЦ и заодно - амбициозные планы перевода промышленного сектора страны на угольное потребление.
Reuters

Таджикистан никогда не был крупным экспортером угля. В 2011 году страна продала немногим более 15 тысяч тонн этого топлива в Афганистан и Пакистан. А в мае этого года власти республики полностью запретили вывоз угля. Причина - прекращение поставок узбекского газа в апреле, которое едва не привело к кризису в цехах флагмана таджикской металлургии - алюминиевой компании ТАЛКО.

Другое крупное предприятие, "Таджикцемент", и вовсе на три недели прекратило производство. С конца апреля эти два завода вновь подключены к узбекской газовой трубе, другим же остается только пенять на энергокризис. По данным Агентства по статистике Таджикистана, с января по апрель в стране простаивали более 230 предприятий. Фактически в республике не работал каждый четвертый завод.

В этих условиях таджикские власти всерьез задумались о возврате к устаревшему методу энергообеспечения - с помощью угля. Топливо планируют использовать для работы заводских печей и угольных ТЭЦ. Некоторые из инициатив вскоре начнут реализовывать.

Так, 8 мая министерство энергетики и промышленности Таджикистана подписало с малазийской компанией HOS International Trading LTD соглашение о строительстве угольной ТЭЦ в Согдийской области. Ее мощность составит 300 мегаватт, что позволит смягчить энергодефицит в регионе зимой. О модернизации производства с ориентиром на уголь сообщило и руководство предприятия "Таджикцемент".

Доступный энергоноситель

Если судить по заявлениям энергетиков, частичный переход Таджикистана на уголь - это вопрос времени. Власти ссылаются на возможности угольных разрезов. Общие запасы топлива в стране эксперты оценивают в 4,5 млрд тонн. Из них около 700 миллионов подтверждены. "У нас есть потенциал для использования угля в качестве альтернативного углеводородам топлива, важно только определиться с моделью его использования", - отмечает эксперт Института металлургии Бозорали Азизов.

Пока в Душанбе рассматривают два варианта - сжигание угля в качестве твердого топлива и применение новых технологий, которые позволяют извлекать из него газ. "Можно на месте угольных месторождений наладить глубокую переработку топлива и обеспечивать предприятия и ТЭЦ уже газифицированным углем. Мы направили свои предложения в правительство", - говорит эксперт Азизов.

Опасения и скептические оценки

Топливно-энергетическая стратегия Таджикистана предусматривает к 2015 году довести уровень добычи угля до 880 тысяч тонн. В прошлом году в стране смогли получить только около 230 тысяч тонн. Однако некоторые эксперты считают, что для реализации запланированных проектов 880 тысяч тонн будет недостаточно.

"К 2020 году в республике предполагают ввести в строй сразу несколько угольных электростанций - мощностью 550 мегаватт на базе Фан-Ягнобского месторождения и 300 мегаватт на базе Шурабадского месторождения, а также ТЭЦ "Душанбе-2" на 270 мегаватт. Если учесть, что власти хотят перевести на уголь все крупные промышленные предприятия, то объем добычи должен составить несколько миллионов тонн", - считает руководитель общественной организации "Малая Земля" Тимур Идрисов.

Эколога беспокоит вопрос, как будет использоваться топливо: "Чем больше масштабы и объемы добычи угля, тем больше у нас будет экологических проблем". Речь идет о деградации земель при добыче угля, загрязнении водных ресурсов и выбросах в атмосферу. "Высокий уровень коррупции вынуждает нас скептично относиться к заявлениям о том, что при осуществлении проектов, связанных с добычей и использованием угля, будут соблюдены современные экологические стандарты и нормы", - отмечает Идрисов.

Будущее за гидроэнергетикой

К амбициозным планам властей часть экспертов относятся осторожно. Они уверены, что строительство ТЭЦ, хотя и снимет частично нагрузку, но не приведет к ощутимым результатам. "Угольная отрасль сегодня в десятки раз менее эффективна, чем гидроэнергетика. Следует ждать повышения тарифов на электроэнергию", - полагает энергетик Георгий Петров.

Эколог Тимур Идрисов считает, что развитие угольной отрасли заставит власти потуже затянуть пояса. Переход промышленных объектов на уголь вызовет дополнительные расходы, связанные с внедрением технологий, перевозкой и складированием топлива, а также с охраной окружающей среды. "Можно говорить о миллиардах долларов, которые страна готова потратить для перехода на уголь. Не лучше ли направить эти срества на возобновляемые источники энергии?" - задается вопросом Идрисов.

Русская служба DW