Корреспондент: Мозговой штурм. Несмотря на кризис, прогрессивные экономики мира наращивают инвестиции в науку и новые технологии

Затягивающие пояса прогрессивные экономики Европы, Америки и Азии, несмотря на кризис, наращивают инвестиции - в науку и новые технологии. К чему бы это? К экономическому возрождению, говорят в Евросоюз, - пишет Елена Трибушная в № 23 журнала Корреспондент от 15 июня 2012 года

АР

Экономический кризис, обвал евровалюты и растущая безработицане мешают странам Евросоюза ежегодно увеличивать финансирование науки и высокихтехнологий. Даже Италия, уже три года балансирующая на краю пропасти и имеющая самыйбольшой из стран ЕС госдолг, не жалеет средств на исследовательские программы. Еслив благополучном 2005-м итальянцы потратила на науку $ 19,6 млрд, то в горький2010-й уже $ 22,6 млрд.

Из 27 членов еврозоны 23 страны с 2007 года неизменно увеличиваютинвестиции в исследования и разработки, именуемые на Западе R&D. Отказатьсяот таких вложений невозможно, объясняет Корреспонденту Майкл Дженнингс,представитель еврокомиссара по вопросам исследований, инноваций и науки, таккак R&D формирует будущее государства.

“Урезать расходы на инновации было бы ошибкой, если мы стремимсяк устойчивому росту и созданию рабочих мест”, - объясняет эксперт.

Если на восстановление промышленности, финансового сектора, рынка услуг и т. д.требуется год, максимум два, то на реанимацию науки уходит поколение, а отставание в мире высоких технологий вышибает из конкурентной гонки всю национальную экономику.

Еще одна причина не сокращать, а умножать капитализациюнаучно-исследовательских центров - особенность интеллектуального ресурса. Еслина восстановление промышленности, финансового сектора, рынка услуг и т. д.требуется год, максимум два, то на реанимацию науки уходит поколение, аотставание в мире высоких технологий вышибает из конкурентной гонки всю национальнуюэкономику.

“В Корее исследования стволовых клеток одно время пошли наспад, - рассказывает Ким Хван Сик, премьер-министр Республики Кореи. - Однаконедавно они вновь активизировались в направлении изучения зрелых стволовыхклеток. Было проведено 22 клинических испытания препаратов с использованием стволовыхклеток. Это второй в мире показатель после США”.

Кроме медицинских исследований государственные и коммерческиеинвестиции щедро расходятся на изучение альтернативных источников энергии, экологии,аграрного сектора. Практически во всех странах развитого капитализма принялитвердое решение - держать курс на ранее запланированный минимум: инвестиции внауку не ниже 3 % ВВП. Для крупнейшей экономики еврозоны, Германии, этоозначает выйти на уровень $ 90 млрд в год (сегодня эта цифра уже составляет $87 млрд).

Для сравнения: в Украине эта планка держится на отметке 0,9% ВВП (около $ 2,9 млрд, все расчеты в статье приводятся по даннымМеждународного валютного фонда, не по номинальному ВВП, а по паритетупокупательной способности).

По мозгам

В странах ЕС ежегодные отчисления на R&D (исследовательскиеи экспериментальные работы, направленные на создание новых технологий в самыхразных областях науки) за четверть века выросли в 18 раз. Даже на пике мировогофинансового кризиса и бизнес, и госчиновники стремились не снижать темпы инвестиций.

$ 100 млрд, или 80 млрд евро, - такую крупную сумму, равнуюпочти трем годовым бюджетам Украины, условились 31 мая в Брюсселе потратить министрыразвития стран - членов ЕС на то, что должно вытянуть Европу из кризиса испасти от конкуренции со стороны азиатских экономик, тоже делающих ставку намозговой штурм.

Сумма, которую намерены выбить из евробюджета министры напроведение исследований в сфере IT-, био- и нанотехнологий, а также на созданиеновых материалов, компьютеров и робототехники, в полтора раза больше, чемЕврокомиссия выделила ЕС накануне кризиса. Эти миллиарды - малая часть того,что таким образом вкладывает Объединенная Европа в развитие экономики будущего.

В странах ЕС ежегодные отчисления на R&D (исследовательские и экспериментальные работы, направленные на создание новых технологий в самых разных областях науки) за четверть века выросли в 18 раз.

Несмотря на то что всем ее участницам приходится экономить,национальные инвестиции развитых и активно развивающихся стран в исследования осталисьна прежнем уровне - 2-3% ВВП в год, а в некоторых государствах даже выросли. Кпримеру, небольшие скандинавские страны Швеция и Финляндия, стабильно делавшиесамые значительные отчисления на R&D в Европе, продолжают удерживать их науровне более 3,5 %, ($ 13 млрд и $ 7,7 млрд соответственно). А Дания, в 2005году вложившая в научные исследования 2,5 % ВВП, к 2010-му увеличила эту статьюрасходов до 3,1 % ВВП - $ 6,4 млрд.

В ЕС подсчитали, что такой подход позволит к 2020 году создатьв регионе 3,7 млн рабочих мест, а совокупный ВВП содружества вырастет с $ 15,8трлн до $ 16,8 трлн. Разница в цифрах сопоставима с 25-летним бюджетом Украины.Кроме того, Европа снабдит работой 1 млн новых ученых.

“Главный результат инноваций - более высококвалифицированныйтруд, успешный бизнес, лучшие товары и услуги и более эффективные процессы”, -поясняет Корреспонденту Нил Калленс, первый секретарь посольства Великобританиив Украине по вопросам энергетической политики.

Расходы на R&D - один из самых объективных показателей эффективностии развитости экономики страны, убеждены и в Организации экономического сотрудничестваи развития (ОЭСР), объединяющей крупнейшие рынки, сообща создающие 60 % мировогоВВП.

Наибольшую часть всех своих доходов в науку вкладывает небольшоемолодое государство Израиль - 4,2 %. Страна с населением 7,1 млн человек тратитна эти цели $ 9,9 млрд. США “платят” за развитие своей науки соразмерно больше -$ 400 млрд. Также в десятке крупнейших “научных инвесторов” мира Германия,Франция, Британия, Канада, Китай, Япония, Южная Корея и Индия.

Бизнес в помощь

Государственные бюджеты покрывают около трети национальных инвестицийв R&D, остальное финансирует бизнес. В Израиле, Японии, Южной Корее частныйсектор перечисляет до 80 % всех расходов на исследования.

Так, затраты 34 крупнейших американских корпораций на R&Dпо состоянию на 2004 год составили $ 152 млрд. Примерно седьмую часть этойсуммы внесли всего три производителя - IT-компания Microsoft, фармацевтическийгигант Pfizer и популярный автомобильный бренд Ford.

Корпорация Google тратит на R&D около $ 4,5 млрд,свидетельствуют данные американской аналитической компании FactSet ResearchSystems за прошлый год. А самые щедрые в США инвесторы в научные изыскания -фармацевтические концерны Merck и Pfizer, тратящие на исследования и разработкидаже больше, чем Microsoft, - $ 10,8 млрд и $ 9,3 млрд против $ 9 млрд соответственно.

Государственные бюджеты покрывают около трети национальных инвестиций в R&D, остальное финансирует бизнес

В обмен на деньги и техническую базу бизнес получает правона первоочередной доступ к информации и возможность коммерциализоватьрезультаты работы, рассказывает Корреспонденту Андрей Лужецкий, выпускникбиофака Львовского госуниверситета, уже восемь лет занимающийся в Германии исследованиямив области биотехнологий.

В первой десятке европейских частных инвесторов в науку -ведущие немецкие концерны, такие как Volkswagen, Siemens, Daimler, Robert Boschи Bayer.

Один из проектов Лужецкого, сейчас возглавляющего собственнуюлабораторию в Центре им. Гельмгольца по исследованию инфекционных заболеваний вСаарбрюкене, финансируется Европейским исследовательским центром (ERC)Еврокомиссии. На эксперименты с бактериями, результаты которых в будущем смогутиспользовать фармацевтические компании, украинец получил грант - 1,5 млн евро(около $ 1,9 млн).

“Этот проект четко иллюстрирует, как исследования могут влиятьна экономику, - говорит Корреспонденту Магдалена Куфрей из ERC. - Егорезультаты можно будет использовать для усовершенствования производстванекоторых лекарств”.

ERC часто финансирует эксперименты, итог которых невозможноспрогнозировать, а их потенциально высокая выгода сопряжена с не менее высоким риском.Однако он оправдан, уверяет Куфрей, неожиданные открытия и технологические находкикрайне важны для конкурентоспособности европейской экономики.

Лаборатория Лужецкого сотрудничает со многими производителями,включая крупнейший в мире немецкий химический концерн BASF и французский фармгигантSanofi-Aventis. Первый уже использует созданные его командой гены для выращиваниятрансгенных растений.

В прошлом году Сеул решил выделить на биоисследования около $ 100млн. Одна из целей - превратить Южную Корею в мирового лидера в отрасли выращивания стволовых клеток.

Рассказывать о других своих работах Лужецкий не имеет права,но приводит известный пример успешной коммерциализации R&D - сотрудничествокомпаний Brain и Henkel. Ученые первой изобрели ферменты, активные при низкихтемпературах, а специалисты второй использовали их, чтобы “заставить”стиральный порошок отстирывать даже в холодной воде.

“Таких примеров огромное множество, - говорит Лужецкий. - НаЗападе наука давно стала одним из важных звеньев бизнеса, определяющим благополучиестраны”.

И не только на Западе, но и глубоко на Востоке мозги решаютвсе. Например в прошлом году Сеул решил выделить на биоисследования около $ 100млн. Одна из целей - превратить Южную Корею в мирового лидера в отрасливыращивания стволовых клеток.

“В будущем технологии, связанные со стволовыми клетками, принесутдополнительную пользу медицинским предприятиям, - рассказывает Ким Хван Сик. - Вперспективе на 2012 год объем мирового рынка стволовых клеток составит около $37 млрд”.

Необходимость таких жертв глава южнокорейского правительстваобъясняет стремительным старением населения. “Все более возрастает важность проблемстарения и лечения заболеваний, характерных для пожилого возраста, а такжеборьбы с неизлечимыми и трудноизлечимыми болезнями, - продолжает премьер. -Исследования стволовых клеток считаются оптимальной мерой для решения подобных проблем”.

Южная Корея, которая еще полвека назад была бедным аграрнымгосударством, реформировала экономику, и за короткое время по размераминвестиций в науку вошла в пятерку мировых лидеров. Сеул ввел налоговые льготыдля инвесторов в R&D и отменил госрегулирование для частныхисследовательских компаний.

“Единственный способ подтолкнуть рост экономики - это вкладыватьмного денег в науку и инновации”, - резюмирует Мортен Остергаард, датскийминистр науки, инноваций и высшего образования.

Не сделано в Украине

Бюджет, который сообща вкладывают в финансирование сферыR&D государство и бизнес в Украине, втрое меньше, чем тратит на эти же целиодна лишь отдельно взятая американская корпорация Microsoft. Почти вдвое большеукраинцев выделяет на финансирование этой сферы Чехия - $ 4,3 млрд против $ 2,9млрд. При этом чешский ВВП несколько меньше украинского.

19 мая, в День науки, премьер-министр Николай Азаров, как имногие его предшественники, подтвердил: научные прорывы способны резкоувеличить ВВП страны, и денег на науку государство жалеть не будет, чтобы тадала отдачу. Впрочем, отечественные ученые сомневаются, что эти обещания будутисполнены.

Бюджетные расходы на работу украинских ученых в последние годыупали даже ниже “рекордных” для Украины 1,1 % ВВП в 2003 году до 0,9 %. Врасчете на одного ученого расходы на R&D в Украине - одни из самых низких вмире. При этом средний возраст украинских докторов наук давно превысилпенсионный, ряды работников науки редеют.

По числу ученых Украина все еще уступает в СНГ толькоРоссии, но сегодня эта армия - скорее бремя для государства, нежели сила, способнаяприносить пользу. При этом материально-техническая база отечественныхисследовательских институтов практически не обновляется, а на устаревшемоборудовании Америку не откроешь.

В Европе люди вкладывают в инновации потому, что понимают: в традиционных секторах экономики они высокой прибыли не получат, - заключает доктор наук. - А зачем вкладывать у нас?”

Недофинансирование не главная проблема отсталости украинскойсферы R&D. Отсталая низкотехнологичная и ресуросоориентированная экономикапросто не создает спроса на разработки: технические прорывы, способныеподстегнуть развитие страны, в ней просто не востребованы. В итоге Украина -заложница замкнутого круга.

Разомкнуть его способна лишь переориентация экономики, объясняетКорреспонденту доктор экономических наук Игорь Егоров, заведующий отделом вЦентре исследований научно-технического потенциала НАНУ и наблюдатель отУкраины в ОЭСР. “Все взаимосвязано, - говорит эксперт. - Украине нужностимулировать высокотехнологичные, нуждающиеся в инновациях отрасли”.

Пока же оказавшиеся не у дел ученые переориентируются навнешние рынки - украинский военно-промышленный и нефтегазовый комплексы. “Онидавно работают на Россию и Китай”, - утверждает Егоров.

Украина едва ли не единственная страна Европы, где фактическине существует стимулов для инновационной деятельности. “В Европе людивкладывают в инновации потому, что понимают: в традиционных секторах экономикиони высокой прибыли не получат, - заключает доктор наук. - А зачем вкладывать унас?”

Самыеумные

Десятькрупнейших экономик мира ежегодно вкладывают почти $ 1 трлн внаучно-технические исследования и разработки

Место в мире

Страна

Национальные расходы на исследования и разработки, $ млрд

Доля денег, выделенных на исследования и разработки, от ВВП страны, %

Деньги, выделенные на исследования и разработки, в пересчете на одного ученого, $ тыс.

Число ученых на 1 млн жителей страны, чел.

1

США

395,8

2,8

243,9

4.663

2

Япония

142,0

3,3

208,4

5.573

3

Китай

141,4

1,4

72,0

1.071

4

Германия

68,2

2,4

248,4

3.532

5

Южная Корея

42,9

3,0

186,3

4.627

6

Франция

41,5

1,9

196,1

3.496

7

Великобритания

37,6

1,7

157,0

4.269

8

Индия

33,3

0,9

126,7

137

9

Канада

23,7

1,8

170,7

4.260

10

Россия

22,1

1,0

51,8

3.191

11

Украина

0,03

0,9

40,8

1.458

ДанныеЮНЕСКО, Battelle Memorial Institute

***

Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 15 июня 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.