Поддельный Голливуд: Как заработать на низкопробном кино

Киностудия Asylum зарабатывает до 12 миллионов долларов в год, выпуская дешевые копии голливудских блокбастеров за несколько недель до их премьер
blogomatic3000.com

Так называемые мокбастеры нашли свою нишу - в основном среди американской аудитории. 

Видели новый фильм про Линкольна? Тот, где он с толпой солдат сражается с нечистью? Нет, речь не о "Президенте Линкольне: Охотнике на вампиро" кинокомпании Fox: эта картина с бюджетом в $70 млн собрала более $100 млн. Я говорю о другом фильме — "Авраам Линкольн против зомби". Какая между ними разница, спросите вы. А вот какая — бюджет этого фильма, который создала крошечная, но страшно деятельная компания Asylum — всего $250 тысяч, а сборы составили $400 тысяч, пишет Forbes.ru.

Запутались? Это нормально. Речь идет о так называемых мокбастерах — низкобюджетных фильмах, которые зачастую повторяют сюжет раскрученных блокбастеров, но выпускаются на несколько недель раньше, чтобы привлечь внимание неискушенного зрителя (или сбить его с толку). В век Amazon, Netflix и более двухсот кабельных каналов, жаждущих новых зрелищ для своей аудитории, Asylum разрабатывает нишу, которая неинтересна Голливуду. В этом году Asylum, основанная Дэвидом Лэттом и Дэвидом Римави, выпустит 28 фильмов, а ведь крупные киностудии производят в среднем по пятнадцать фильмов.

Конечно, с названиями типа "Мега-акула против крокозавра" или "Непристойное кино" Оскара не получишь, да и на первые места бокс-офисов не выйдешь. Но такие фильмы позволяют заполнить ночной эфир телеканалам и расширить библиотеки сервисам видео по запросу (VOD). У Asylum есть соглашения о дистрибуции с Amazon, Netflix и Хbox, которые скупают всю продукцию этой киностудии. "Их картины привлекают зрителей. — говорит Томас Витал, глава отдела по закупке фильмов кабельного телеканала Syfy. — Главная цель фильмов, которые показывают в субботу вечером — помочь зрителю ускользнуть от реальности. И это у Asylum отлично получается".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Богдан Ступка умер: Самые дорогие фильмы актера

Фильмы приносят Asylum стабильный заработок: за последний год выручка компании составила $12 млн. Конечно, это смешные цифры для Голливуда: даже провальный фильм может принести больше за премьерные выходные. Тем не менее, рентабельность Asylum держится на уровне 15%. Производство картины занимает в среднем полгода, в то время как в крупных кинокомпаниях — по крайней мере, год. Средний бюджет – $250 000, а снимает Asylum на собственные средства.

Как бы это смешно не звучало, но Лэтт и Римави начинали свой кинобизнес с арт-хауса. В 1996 году Римави потерял работу в австралийской компании Village Roadshow (трилогии "Матрицы" и "Друзей Оушена", "Гран Торино" и другие фильмы — Forbes), и вместе с Лэттом они пытались протолкнуть арт-хаусные фильмы на полки розничной сети Hollywood Video. Замечательная идея, но кто захочет смотреть работы режиссеров-новичков? Hollywood Video и конкурирующая с ней сеть Blockbuster сообщили, что им нужны фильмы категории B: ужастики и молодежные комедии. "Мы стали искать такие фильмы. — рассказывает Лэтт. — Оказалось, что все хорошие уже купили Lionsgate или другие компании, которые могли предложить больше денег, чем мы. Тогда мы подумали: а почему самим не снять такие фильмы".

В 2004 году Лэтт с Римави работали над экранизацией "Войны миров" Герберта Уэллса для Blockbuster, когда стало известно, что Paramount собирается экранизировать тот же роман, причем режиссером стал Стивен Спилберг, а в главной роли — Том Круз. В Asylum  решили прекратить съемки, полагая, что их малобюджетный фильм будет никому не нужен, ведь блокбастер с $130-миллионным бюджетом просто взорвет кинотеатры. Но они ошибались. "Blockbuster заявила: "Мы не отказываемся от нашего фильма. Зрители ждали его появления и не все ходят в кинотеатры", — рассказывает Римави.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Большие экраны: Кому принадлежат кинотеатры Киева

В итоге версия Asylum стал хитом среди фильмов, не выходящих в кинопрокат. Лэтт с Римави решили не останавливаться на достигнутом и сняли "Короля затерянного мира" (по "Кинг-Конгу") и "Сокровища Да Винчи".

Сейчас мокбастеры составляют 30% продукции компании. Но по поводу многих из этих фильмов Asylum получает жалобы из киностудий. До суда дело дошло пока только один раз: Universal обвинила Asylum в том, что в фильме "Морской бой по-американски" используется название и графика рекламы их $210-миллионного блокбастера "Морской бой", который вышел летом. Лэтт и Римави поменяли название на "Американский боевой корабль" и немного изменили графику."В киностудиях привыкли, что все проблемы решаются с помощью одного-единственного телефонного звонка. — рассказывает Римави. — Но мы в этом деле не новички, как и наши юристы. У нас выход фильмов не задерживается, все идет по плану". В Universal от комментариев отказались.

Самое главное для Лэтта и Римави — постоянно что-то придумывать. Так, например, поскольку в меню VOD фильмы расположены в алфавитном порядке, Asylum делает множество фильмов, названия которых начинаются с буквы "а", с цифры или символа. Одна из самых популярных и прибыльных картин — "№1 лагерь для черлидерш". А названию "Атака двуглавых акул" они предпочли "2-главые акулы атакуют".

По словам Лэтта и Римави, это был последний год, когда Asylum выпустила 28 картин. Они больше не будут снимать по два-три фильма в месяц, а сосредоточатся на небольшом количестве картин, таких, например, как фильм ужасов "#Задержи дыхание" (разумеется, "решетка" в названии — не случайность). Его бюджет составит $200 000, и он скоро выйдет на экраны, на этот раз — кинотеатров. И цель здесь не в том, чтобы попасть в топы бокс-офисов. Кабельные телеканалы поместят фильм, выпущенный в прокат всего лишь десятью копиями, на главную страницу меню VOD с броским анонсом "Идет в кинотеатрах". Вот такой он, новый Голливуд.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ТОП-10 фильмов, созданных на деньги олигархов