Песенка спета: Как зарабатывали на ВИА Гре

Популярный герлз-бенд приносил организаторам не менее полутора миллиона евро в год
rumenews.com

Основным источником дохода недавно распавшейся группы всегда были корпоративы. Даже на рассвете карьере выступление ВИА Гры стоило 2000 долларов, когда остальные новички работали за 300-500 долларов. 

Самая успешная поп-группа Украины прекратила существование. В воскресенье, 25 ноября, продюсер группы ВИА Гра Константин Меладзе объявил о закрытии проекта, пишет Forbes.ua.

Для глаз и ушей

Апрель 2001 года. Стадион в Южноукраинске. На импровизированной сцене поют и танцуют две красотки в откровенных нарядах. Они не всегда опадают в ноты, но публика от новой группы ВИА Гра в восторге. Апрель 2010-го. ВИА Гру на сцене Национального дворца искусств "Украина" представляют уже другие девушки. Их вокальные данные тоже не назовешь выдающимися. Зрители охотно подпевают, зал заполнен до отказа.

С момента появления ВИА Гры на сцене в ней сменилось 13 солисток. Регулярное обновление состава не мешает группе зарабатывать свыше 1,5 млн евро в год. На ее счету три десятка хитов, более 40 наград в номинациях "лучшая песня", "лучшая поп-группа" и "золотой диск", более 1500 концертов по всему миру. "ВИА Гра – это долгоиграющий бренд, – говорит музыкальный продюсер Максим Фадеев. Как создатели группы – бизнесмен Дмитрий Костюк и композитор Константин Меладзе – добились такого результата?

Организовать новую девичью группу придумал Костюк, владевший тогда музыкальным телеканалом Biz-TV. Он пригласил в проект своего давнего приятеля Константина Меладзе. Вести бизнес договорились на паритетных началах.

В 2000-х на Западе произвели фурор Spice Girls, в России большим успехом пользовались женские группы "Стрелки" и "Блестящие". В Украине ярких коллективов в этой нише не было. Большинство групп делало танцевальную музыку и состояло из бойких девчонок. Меладзе и Костюк решили предложить публике породистых див. "Это должна была быть красивая музыка в исполнении красивых женщин, – рассказывает Меладзе. – Причем красивых не только внешне, но и внутренне".

Песенка спета: Как зарабатывали на ВИА Гре / e-motion.tochka.net

В коллектив взяли ведущую Biz-TV Алену Винницкую и студентку Хмельницкого педучилища Надежду Мейхер. 26-летняя Винницкая эффектно смотрелась в кадре, а только-только отметившая совершеннолетие Мейхер излучала артистизм и сексапильность. Сильных вокальных данных не было у обеих. Почему Меладзе и Костюк наняли девушек без опыта работы в шоу-бизнесе? "Мне было все равно, с чего начинать проект", – отвечает Меладзе.

Первая же песня Меладзе "Попытка №5" и клип на нее принесли группе успех. Простая мелодия, запоминающиеся строчки, эффектные барышни. "Клип выглядел дорого и ярко на фоне остального музыкального продукта того времени, – вспоминает гендиректор музыкального телеканала М1 Валентин Коваль. – Он сразу обратил на себя внимание". По словам режиссера ролика Максима Паперника, съемки обошлись примерно в $8000. Название ВИА Гра – вокально-инструментальный ансамбль "Гра", родилось тогда же, на съемках. "Его предложил Меладзе", – вспоминает Паперник.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: W magazine опубликовал рейтинг самых стильных женщин

Раскрутить группу в Украине не составило труда. Первым клип запустил Biz-TV, другие украинские музыкальные телепрограммы и каналы подхватили новинку. Параллельно песня появилась на радио. Костюк и Меладзе не собирались ограничиваться Украиной. "Чтобы проект стал популярным, нужно было выходить на всю русскоязычную аудиторию", – объясняет Меладзе.

В России клип стал крутить местный Biz-TV, который до 2002 года контролировал друг и партнер Костюка Борис Зосимов. "Песни Меладзе, написанные для ВИА Гры, очень быстро становились популярными и сами продвигались на радио и ТВ", – констатирует генеральный продюсер радиогруппы Украинского Медиа Холдинга Игорь Ларин.

В 2001 году песня "Попытка №5" так часто крутилась по радио, что получила две награды ведущих поп-радиостанций России – "Русского радио" и "Хит FM". До конца года Меладзе написал еще десять песен, четыре из которых стали хитами. Посыпались предложения от звукозаписывающих компаний, концертных агентств и бизнесменов, желавших отпраздновать день рождения или свадьбу в компании двух сексапильных девушек. Количество кассовых и корпоративных концертов в год быстро перевалило за сотню. В первый же год гонорар коллектива достиг $2000 за выступление. Многие украинские начинающие артисты тогда выступали за $300–500. На следующий год концерт "ВИА Гры" стоил уже более $5000.

Двое главных

Костюк и Меладзе считают, что каждый из них был ключевым человеком в проекте. "Я создал репертуар и образы, которые популярны много лет вне зависимости от участниц", – убежден Меладзе. В ВИА Гре он изначально занимался творческой частью: писал песни, придумывал образы, синопсисы к клипам. По словам режиссера клипов ВИА Гры Семена Горова, каждую новую песню Меладзе видел как целостный продукт: как девушки должны петь, стоять на сцене, двигаться, во что должны быть одеты и даже каким будет будущий клип. "Это редкое качество для композитора", – подчеркивает он.

Песенка спета: Как зарабатывали на ВИА Гре / novostimira.com.ua

Организационная часть лежала на Костюке. "Я создал бизнес-схему, в которой слаженно работает коллектив из пятнадцати человек – солисток, музыкантов и обслуживающего персонала", – поясняет бизнесмен. Он отвечал за финансы, маркетинг, логистику. "Костюк делал огромный объем работы", – подтверждает Горов. "В первые годы все переговоры относительно клипов ВИА Гры мы вели только с Костюком", – вспоминает Коваль.

Через год после запуска «ВИА Гры» Костюк загорелся идеей вывести коллектив на мировой рынок и предложил Меладзе подписать контракт со звукозаписывающей компанией Sony Music Entertainment. «Успех «Тату» обострил внимание рекорд-лейблов к российским исполнителям, в особенности к женским группам», – рассказывает Костюк. Уговорить Меладзе оказалось непросто: тот не верил, что Sony сможет раскрутить группу среди англоязычной аудитории. Но контракт подписал. За три года коллектив обязался записать пять альбомов.

Стартовали резво. "В первую неделю после выпуска дебютного англоязычного альбома «Stop! Stop! Stop!» его продажи перевалили за 100 000 экземпляров", – вспоминает Костюк. Группа отправилась в Японию знакомиться с представителем Sony Music и местной прессой. Одному из руководителей японского подразделения Sony Music понравились песни ВИА Гры, и он предложил продвинуть группу на азиатском рынке.

В итоге затея провалилась. Костюк объясняет это внезапной заменой исполнительницы. В 2004 году из коллектива ушла одна из самых ярких солисток – Анна Седокова, и в промотур по странам Юго-Восточной Азии вместо нее отправилась начинающая певица Светлана Лобода. "Уход Седоковой стоил нам с Sony Music $10 млн", – сожалеет Костюк. У 23-летней Седоковой, быстро ставшей лидером коллектива, были причины покинуть проект на пике популярности. Она готовилась стать мамой, а работа в группе была стрессовой – не обходилась без домогательств со стороны разгоряченной публики.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Журнал People назвал самых нарядных знаменитостей

Меладзе убежден, что сотрудничество с Sony Music ничего не принесло бы ВИА Гре в любом случае. Мол, организация промотуров была не на самом высоком уровне. Лично Меладзе в тех поездках не участвовал – девушек сопровождал Костюк.

Уход Седоковой не помешал ВИА Гре раскрутиться на российском рынке. За первые полгода продаж альбома "Стоп! Снято!" было реализовано свыше 500 000 копий. Параллельно продюсеры начали зарабатывать на рингтонах и рингбэктонах. "Это были небольшие деньги в сравнении с концертной деятельностью", – замечает Костюк. К 2005-му стоимость выступления «ВИА Гры» в Киеве достигала 15 000 евро. В Москве концерты были еще дороже. Костюк говорит, что одним из первых на российской эстраде стал запрашивать высокие цены за выступления. Фадеев объясняет успех ВИА Гры сочетанием двух факторов: сексуальность участниц и мелодичные песни Меладзе, которые соответствовали энергетике девушек. "Хорошая музыка, красивые девушки, – подтверждает украинский инвестбанкир, приглашавший ВИА Гру на один из своих корпоративов. – Приятно не только послушать, но и посмотреть".

Виагрономика

Росту вознаграждений артистов и музыкальных коллективов способствовала конъюнктура рынка. "В 2001–2007 годах украинский шоу-бизнес уверенно рос – в том числе благодаря спросу корпоративных заказчиков", – вспоминает Коваль. В праздники гонорары взлетали в несколько раз. Самый дорогой концерт ВИА Гры обошелся заказчикам в несколько сотен тысяч долларов. Точную сумму и клиента Костюк не называет.
Какую часть из этих доходов получали участницы группы? На первых порах, когда стоимость концерта составляла $2000, а коллектив насчитывал от силы семь человек (включая продюсеров, концертного директора и двух музыкантов), барышням платили $50–100 за выступление. "Это было совсем мало", – убеждена Мейхер.

Через несколько лет артисткам стали платить процент от выручки. Какой именно, ни исполнительницы, ни продюсеры не уточняют. Но даже при условии, что девушки получали всего 5% от стоимости выступления, зарабатывали они очень прилично. В 2007-м цена концерта "ВИА Гры установилась на отметке 25 000 евро, при этом за год коллектив выступил более ста раз. Декабрь стандартно проходил в праздничном чесе: в конце 2008 года, в самый разгар кризиса, девушки дали 20 концертов, а в новогоднюю ночь выступили трижды по двойному-тройному тарифу. "За два года работы в ВИА Гре я смогла купить себе автомобиль, погасить кредит за квартиру в Ростове и открыть два небольших бизнеса в Киеве – кулинарию и салон красоты", – делится бывшая солистка Татьяна Котова.

Дольше всех в ВИА Гре продержалась Мейхер. Она трижды возвращалась в коллектив, проработав там в общей сложности девять лет. Другие солистки или выходили замуж, или решали заняться сольной карьерой, или были уволены продюсерами после нескольких месяцев работы. "Я часто и легко расстаюсь с людьми, если мне кажется, что сотрудничество исчерпано", – признается Меладзе.

Какие требования предъявлялись к новым участницам? Молодые, красивые, сексапильные, пластичные, с хорошими вокальными данными, умные, физически крепкие и скромные. Это в идеале. "Находить таких девушек было непросто: всегда чего-то не хватало", – говорит Костюк. Опытных певиц старались не брать: Меладзе считал, что вылепить артиста можно из кого угодно, тогда как искать общий язык с готовой звездой сложнее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Номера в отеле Софии Ротару по карману только миллионерам

Более-менее подходящих барышень продюсеры учили азам песенного и сценического мастерства. По словам Котовой, проработавшей в группе с 2008 по 2010 год, Костюк и Меладзе снимали для нее жилье в Киеве целый год, оплачивали уроки вокала, сценической речи и хореографии.

Переезжать в Киев приходилось всем девушкам – и москвичкам, и тем, которые попали в ВИА Гру из украинской глубинки. "В Киеве была репетиционная база, преподаватели, – рассказывает Котова. – Новенькие должны были жить в одном городе с продюсерами хотя бы первые два-три месяца, чтобы включиться в рабочий процесс".

Финал карьеры

В 2011-м Костюк перестал участвовать в жизни ВИА Гры, хоть и остался ее совладельцем. "С творческими людьми непросто", – вздыхает он.

Другая причина – кадровая политика Меладзе, который перестал прислушиваться к мнению партнера. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Костюка, стал приход в группу Евы Бушминой – выпускницы украинской Фабрики звезд-3. Бушмину нанял Меладзе, который был генеральным продюсером Фабрики. "Ева талантливая девушка, но совсем не формат ВИА Гры", – убежден Костюк. По мнению продюсера Игоря Кондратюка, в последние несколько лет в группе не появляются харизматичные, запоминающиеся девушки. "Все новенькие – красивые, талантливые, сексуальные, – поясняет он. – Но их словно уже где-то видел".

Костюк считает, что частая смена состава вредила ВИА Гре. По словам бывшей солистки Веры Брежневой, появление каждой новой барышни вносило сумятицу: новенькую приходилось всему учить. Меладзе, напротив, уверен, что смена девушек – особенность коллектива, которая подогревает интерес публики.

13 участниц за 12 лет – не так много, если сравнивать с группой "Стрелки" Игоря Селиверстова и Леонида Величковского, в которой за девять лет существования сменилось 32 исполнительницы. "Со временем ВИА Гра стала похожа на театр, где меняются актеры, но остается главный режиссер, носитель духа этого театра, – подчеркивает Меладзе, имея в виду себя. – Пока режиссер остается – театр со зрителем". То, что секрет успеха не в девушках, подтверждают неудачи подражателей. Ни одна из женских групп, пытавшихся копировать ВИА Гру, не добилась такой же популярности.

В 2010-м, впервые за несколько лет, группа отправилась в промотур по Украине, планировала также заехать в Россию и дальнее зарубежье. Из 16 городов на востоке и в центре Украины удалось собрать залы в 15 – и то неполные. В 2010 и 2011 годах читатели газеты "Московский комсомолец" в ходе интерактивного голосования окрестили группу "разочарованием года". По данным аналитической компании TopHit, последний сингл ВИА Гры "Алло, мам!", выпущенный в феврале 2012-го, продержался в ротации 95 радиостанций на территории СНГ и ближнего зарубежья 25 недель. Правда, рекорд песни "Поцелуи" (2007 год), которая достигла наивысшей позиции в чарте TopHit 100, новая композиция Меладзе не побила. Максимальное место "Алло, мам!" в TopHit 100 – 50-е.

ВИДЕО: Клип на песню ВИА Гры "Алло, мам!"

Основным источником заработка ВИА Гры остаются корпоративы. Гонорар за выступление составляет 25 000-30 000 евро, не считая технического и бытового райдера. С выездом по Украине или за рубеж – минимум на 5000 евро дороже. Меладзе утверждает, что продюсеры при успехе получают не более 20% дохода. "20%? – удивляется Костюк. – Гораздо больше".

Впрочем, от прежних доходов не осталось и следа. "ВИА Гра дает гораздо меньше десяти концертов в месяц", – сообщает Костюк. Он считает, что жизненный цикл группы подошел к завершению, ведь даже одна из бессменных солисток Альбина Джанабаева планирует заняться сольной карьерой и снимается в кино. "Проект закроется, когда я решу", – до последнего стоял на своем Меладзе, но в итоге распустил главный герлз-бенд СНГ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ТОП-5 самых дорогих подарков от знаменитостей