- Горячие темы:
- Коммуналка
- Тесты bigmir)net
- ВНО в Украине 2024
Корреспондент: Новый Вавилон. Украинцы из провинции массово бегут в Киев
Украинцы бегут из пораженной бедностью провинции в сытую столицу, превращаясь в новую особую касту - внутренних гастарбайтеров. Приезжие труженики готовы на все, только бы зацепиться в Киеве, который им кажется раем, - пишет Екатерина Иванова в № 4 журнала Корреспондент от 1 февраля 2013 года
Братья Иван и Роман Салатовы из Белой Церкви делят в Киеве 7кв. м на двоих. Они занимают одну из четырех комнат, сдаваемых внаем в частномдоме. Вместо шкафа им служат ящики из-под бананов, выстроенные в пирамиду устены. Кроме “шкафа” в комнате едва помещаются две небольшие кровати икомпьютерный столик.
За такую обитель Салатовы ежемесячно платят по 700 грн. каждый.Это максимум, который они могут себе позволить, работая продавцами на оптовойбазе и зарабатывая по 4,5 тыс. грн. каждый.
Впрочем, доходом братья довольны. “Не имея высшего образования,на 2 тыс. грн. работу в Белой Церкви если найдешь, хорошо будет”, - говорит 31-летний Роман.
Большая разница в зарплатах между Киевом и провинцией (официально на треть выше, а реально - в разы) - главный двигатель миграции дешевой рабочей силы в столицу и причина появления особой касты гастарбайтеров - трудовых мигрантов в своей же стране
Большая разница в зарплатах между Киевом и провинцией(официально на треть выше, а реально - в разы) - главный двигатель миграциидешевой рабочей силы в столицу и причина появления особой касты гастарбайтеров -трудовых мигрантов в своей же стране. По подсчетам Института демографии исоциальных исследований, одних лишь трудовых мигрантов, проживающих в столицебез регистрации, уже около 1 млн.
Причины концентрации деловой активности исключительно в столице,а также городах-миллионниках эксперты видят в крахе советской системыпланирования и ужасных условиях для ведения бизнеса, которые препятствуют внутренними внешним инвестициям, способным создать новые рабочие места.
Теперь же у киевских работодателей глаза разбегаются от желающихтрудоустроиться. Охотнее всего берут претендентов на рабочие вакансии - сварщиков,слесарей, токарей, продавцов, водителей и строителей. Но многие из приезжихсоглашаются на любую работу и готовы сутками стоять на неофициальных трудовых биржах,а ночевать - на вокзале.
“Люди пытаются уехать [с насиженных мест на родине] в надеждена то, что, найдя хотя бы какую-то работу, потом со временем сумеют обжиться,присмотреться и, может, остаться в столице”, - заключает Лариса Лисогор,завотделом экономики труда Института демографии и социальных исследований.
Билет в один конец
Киев и Первомайск, что в Николаевской области, разделяют всеготри с половиной часа езды на автомобиле, но обитателям маленького городка эторасстояние кажется пропастью. “Это здесь, в Киеве, люди живут, а у нас существуют”,- сетует 35-летний Николай Новиков, совсем недавно работавший механиком на одномиз крупнейших предприятий своего региона и получавший 2 тыс. грн.
Неделю назад Новиков перебрался в столицу, и нынешняя работатаксистом кажется ему пределом мечтаний - здесь он надеется получать в пять разбольше. Пусть не 10 тыс. грн., но 6 тыс. в Киеве человеку рабочей профессии илибез нее заработать можно, говорят те, кто уже не первый год ест столичный хлеб.Правда, для этого придется “рвать без отдыха”.
Пусть не 10 тыс. грн., но 6 тыс. в Киеве человеку рабочей профессии или без нее заработать можно
Один из таких сограждан - Виталий, 24-летний тракторист, попросившийне называть его фамилию в печати, но охотно согласившийся сфотографироваться, -переминается с ноги на ногу на площади у метро Вокзальная. Это место,прозванное в народе “пятачком”, является нелегальной биржей труда, куда ежедневнов поисках работы стекаются минимум полсотни человек.
Виталий, уроженец села Сосница Черкасской области, приходитсюда ежедневно к восьми утра. Он соглашается на любой труд - доводилось ивагоны разгружать, и соль расфасовывать, и охранником дежурить, и листовкираздавать. “Я не перебираю, - говорит он. - Главное, чтобы деньги платили иотношение хорошее было”.
Продать свои рабочие руки на “пятачке” можно в среднем за 200грн. в день. Это впятеро больше, чем Виталий мог заработать у себя дома,вкалывая механизатором на пилораме.
Если Виталия нанимают на долгосрочные проекты, в основном строительные,на три-шесть месяцев, можно считать, что крупно повезло. Чаще всего таким, как он,достается работа, на которую не соглашаются киевляне, констатирует Лисогор.Причем речь идет не только о подсобниках, но и о продавцах в супермаркетах, водителях,слесарях, строителях и других рабочих специальностях.
Продать свои рабочие руки на “пятачке” можно в среднем за 200грн. в день
“Каждый второй у нас - иногородний”, - рассказывает НиколайЛось, начальник отдела по работе с корпоративными клиентами Такси Тройка.Стоимость проезда в Киеве в два с половиной раза выше, чем, к примеру, вЖитомире, больше заказов и чаевых - это и привлекает водителей из провинции.
27-летний таксист Сергей Вовк из Попельни, что на Житомирщине,по столичным улицам колесит уже второй год, но не перестает удивляться экономическойпропасти, разделяющей центр и регионы. Особенно поражает его обилие дорогихмашин и фешенебельные витрины.
“Я сначала даже боялся заходить в супермаркет, терялся”, - признаетсяВовк.
Удивляют его и киевляне. “Очень пафосные, - делится таксист.- Даже на элементарный вопрос, как пройти, отвечают с таким видом, будтоподошел денег одолжить”.
С пренебрежением относятся к наемным работникам и многие работодатели.“У них отношение свинское - бывает, просто не рассчитываются с нами”, - жалуется39-летний краснодеревщик Андрей Караван, подвизающийся на привокзальной“бирже” девятый год.
Чаще всего приезжие снимают просто спальное место за 500-700 грн. в месяц на окраине Киева.
Караван снимает квартиру возле станции метро Cлавутич. Погастарбайтерским меркам живет он неплохо, ведь среднестатистическомузаробитчанину на первых порах не по карману не то что отдельная квартира - дажекомната. Чаще всего приезжие снимают просто спальное место за 500-700 грн. вмесяц на окраине Киева.
Обычно это комнаты, обставленные по периметру двухъяруснымикроватями, в которых размещаются по пять- шесть человек, рассказывает Виталий. “Абывает, что в трешку заселяют по 30 человек”, - добавляет он.
Но и это не худший вариант. Пять лет назад, как и многие егоземляки, Виталий сбежал в столицу от безденежья и бесперспективности снесколькими гривнями в кармане. “Там все гораздо хуже: сидят, квасят”, - констатируетрабочий.
По подсчетам, например, профсоюзов Волынской области, откудамногие стремятся попасть в столицу, уровень безработицы в регионе втрое вышеофициальной цифры, а значит, достигает 30 %, что в несколько раз превышаетпоказатели по Киеву. Те же “счастливчики”, которым в Волынской области повезетс работой, могут рассчитывать, по данным Госкомстата, на среднюю зарплату 2,4тыс. грн., что почти вдвое меньше киевского показателя - 4,7 тыс. грн.
Великий перекос
Проблема диспропорции на рынке труда Украины возникла после распадаСССР, считает Юрий Гаврилечко, экономист и эксперт по проблемам занятостинаселения. Когда лежащая в основе советской экономики система всеобщей занятости,при которой рабочие места создавались равномерно по всему госсектору, быласломана, ей на смену ничего не создали.
Что произошло, наглядно видно по составу трудовой армии, оккупировавшейстолицу, - в ней есть выходцы практически из всех областей, ведь каждый регионво времена Союза имел свою специализацию.
К примеру, Черниговская область и Крым - нынешние лидеры побезработице - были отданы Госпланом под расселение военных пенсионеров, рассказываетИгорь Шевляков, экономист Международного центра перспективных исследований. Соответственно,здесь не строили промышленных предприятий, которые нуждались бы в большом количестверабочих рук.
Ради экономии на аренде жилья она по шесть часов тратит на то, чтобы добраться из дома в столицу и обратно - благо делать это приходится два-три раза в неделю.
В областях с промышленной специализацией - Запорожской, Луганской,Донецкой, Харьковской - причины нехватки рабочих мест иные. Тут сосредоточеномножество небольших городов с градообразующими предприятиями. Многие из этихиндустриальных гигантов, в частности оборонные, машиностроительные, связанные слегкой промышленностю, прекратили существование еще в 1990- х. А в пришедших имна смену новых производствах число рабочих мест ничтожно, резюмирует Шевляков.
Однако и на бывших госпредприятиях, что сумели вписаться врыночные отношения, дела сегодня идут не слишком гладко. В результате снижаетсяспрос населения на услуги и товары, которые предлагает в регионах малый исредний бизнес: жители провинции экономят на одежде и развлечениях. За этимлогично следует сокращение рабочих мест и в частном секторе.
Так, Елена Недашковская, бухгалтер из городка Малин, что вЖитомирской области, лишилась места в частном банке, попав под сокращение.“Пришлось ехать в Киев, где уже и так пол-Малина”, - говорит она. ТеперьНедашковская трудится горничной в двух столичных семьях, получая за каждую уборкусвое недельное банковское жалование. Ради экономии на аренде жилья она по шестьчасов тратит на то, чтобы добраться из дома в столицу и обратно - благо делатьэто приходится два-три раза в неделю.
Отсутствие работы на периферии - результат провальной финансовойполитики государства в годы независимости, констатирует Гаврилечко. “Если в1990- е годы приблизительно 50% денег, заработанных в регионе [налоговых отчислений],оставалось в регионе, а остальное шло в центр [Киев], то сейчас 80-90 %, а тои более денег идет в центр, а уже оттуда перераспределяется по всей стране”, - объясняетэксперт. В итоге средств на развитие у регионов катастрофически не хватает.
Если в 1990- е годы приблизительно 50% денег, заработанных в регионе [налоговых отчислений],оставалось в регионе, а остальное шло в центр [Киев], то сейчас 80-90 %, а то и более денег идет в центр, а уже оттуда перераспределяется по всей стране
Такой метод управления страной, когда вся ее экономикасосредоточивается в центре, Александр Охрименко, президент Украинскогоаналитического центра, называет азиатским - “где хан, там и орда”.
Для сравнения: в Польше, также вышедшей в свое время изсоцлагеря, подобного перекоса между экономиками центра и периферии нет.Зарплаты во Вроцлаве, Познани, Кракове, Катовице и Гданьске почти не отличаютсяот варшавских, так же как и цены, рассказывает Ярек Гросс, 40- летний служащийиз Вроцлава. “Это позволяет полякам свободно менять место жительства, не теряяпри этом качества жизни”, - рассказывает он.
В то же время Гросс признает, что и в Польше многих влечетВаршава. Но если его соотечественники стремятся от хорошего к лучшему, тоукраинцы - от тяжелых условий к более- менее сносным.
Вдохнуть жизнь в украинские регионы могли бы инвестиции,единодушны аналитики. Хотя оснований, по их мнению, для этого нет.
“[Бизнесмены] не уверены, что завтра это [созданное ими]предприятие останется по-прежнему их, а без уверенности в будущем никто небудет инвестировать. Нет таких сумасшедших”, - объясняет Гаврилечко.
Достаточно большие группы населения будут продолжать искать возможность заработка и во внутренней миграции [в столицу], и в межрегиональной
Все опрошенные Корреспондентом эксперты не питают надежды,что климат в регионах в ближайшее время изменится. “Достаточно большие группынаселения будут продолжать искать возможность заработка и во внутреннеймиграции [в столицу], и в межрегиональной”, - прогнозирует Шевляков.
А пока приехавшие на заработки в столицу свято верят всобственную формулу успеха: если удастся пройти испытание Киевом, через десять,а иногда и семь лет они будут “крепко стоять на ногах”. К примеру, Караван за девятьлет работы на “пятачке” купил небольшой дом в Житомирской области. Большинствоего “коллег” о таком только мечтают.
Братья Салатовы мечтают о другом - открыть собственныйбизнес и купить автомобиль. “Чтобы на машину сложить, нужно восемь месяцев, - делитсярасчетами Роман Салатов. - По 1 тыс. грн. в месяц откладывать, и за $ 1 тыс. можно взятьпрекрасную Таврию”.
Нештатное расписание
Перекосы на рынке труда Украинынаглядно иллюстрирует дисбаланс зарплат и вакансий между крупнейшими городамистраны и регионами
***
Этот материал опубликован в №4 журнала Корреспондент от 1 февраля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться .