Корреспондент: Перспектива в тумане. Что ожидает промышленность Донбасса после АТО

Отечественная промышленность по итогам первого полугодия продемонстрировала ощутимый спад. Продолжающийся вооружённый конфликт на Донбассе усугубит снижение по итогам года.
AFP

По итогам первого полугодия, как свидетельствуют данные Госслужбы статистики, снижение промышленного производства составило 4,7 %. Спад носит глобальный характер и затронул все ключевые отрасли — небольшой рост показывает разве что выпуск продуктов питания, спиртных напитков и табачных изделий. Перспектива того, что 2014-й станет третьим подряд годом снижения для отечественной индустрии, вырисовывается вполне отчётливо.

Чисто экономические факторы с прошлого года существенно не изменились. Во всяком случае, такая картина наблюдалась ещё в конце весны — к маю падение даже замедлилось, правда, в основном благодаря выгодной сравнительной базе: предыдущий год выдался довольно сложным. Итоги первого квартала и причины, которыми они объяснялись, не слишком отличались от того, что наблюдалось в середине весны 2013-го. Металлурги и химики так же сетовали на низкий спрос на внешних рынках, угольщики — на низкие цены и отсутствие спроса на внутреннем.

Уже к середине лета стало понятно, что объективные факторы никуда не делись. На общем фоне сравнительно неплохо чувствовала себя добыча полезных ископаемых. Как и годом ранее, металлурги, столкнувшиеся с низким спросом на полуфабрикаты и готовую продукцию, нарастили добычу руды, добыча газа также незначительно выросла.

Введение с прошлого года специальных пошлин на импортные автомобили позволило отчасти компенсировать провал отечественного автопрома — количество выпущенных в Украине легковых машин увеличилось в первой половине 2014-го более чем на 30 %.

Впрочем, производство грузовых машин и автобусов, главным образом ориентированное на экспорт в Россию и страны СНГ, продолжает падать. Замедление темпов производства в свою очередь заставило предприятия расходовать меньше электроэнергии, что отразилось на объемах её выработки.

Во втором квартале на общую картину наложилась и ситуация на востоке — Донецкая и Луганская области снизили производство больше среднего показателя по стране. Хотя по итогам первого полугодия многие регионы Украины чувствовали себя не лучше.

Рекордное падение в отдельно взятом Киеве объясняется тем, что в столице зарегистрированы предприятия, чьи мощности расположены в других регионах. Однако 5 %-е снижение производства, отмеченное в Луганской области в январе-июне, пока гораздо ближе к общему для страны значению, чем, например, -10,1 %, зафиксированные в Черкасской, или -11,7 % — в Сумской.

Осторожные оценки

Главная интрига прогнозов на весь год заключается в глубине падения. Ключевое отличие от предыдущих лет, учитывая даже тяжелейший 2009-й, состоит в том, что отрицательная динамика тогда объяснялась факторами, свойственными исключительно мирному времени, такими, к примеру, как неблагоприятная конъюнктура внешних рынков, вызвавшими сокращение выручки и спад объёма выпущенной продукции в экспортно ориентированных отраслях.

Об обстрелах цехов, подрывах мостов и разрушении железнодорожных путей, способных нарушить любые производственные цепочки промышленно развитого востока страны, тогда не было и речи.

 
 Униан

Между тем отечественные эксперты пока реагируют на тревожные симптомы весьма сдержанно. По данным Concorde Capital, подтверждённым в июне, промышленное производство по итогам года может снизиться на 5,1 %.

Главный экономист инвест-компании Dragon Capital Елена Белан в комментарии интернет-изданию minprom.ua спрогнозировала, что спад по итогам года составит 5 %. По мнению аналитика, влияние боёв на востоке на промышленные показатели в целом в первом полугодии было ограниченным, однако итоги года будут в значительной степени зависеть от происходящего в зоне конфликта.

Международные финансовые организации также отмечают, что украинский кризис способен заметно повлиять на состояние экономики и показатели промышленности. Согласно прогнозу Всемирного банка, ВВП страны в 2014 году снизится на 5 %, МВФ прогнозирует снижение на уровне 6,5 %.

“Конфликт ложится тяжёлой ношей на экономику, и это требует пересмотра ряда ключевых макроэкономических показателей”, — заявил 21 июля руководитель миссии МВФ в Украине Николай Георгиев.

Доля промышленного производства в ВВП за последние годы существенно снизилась, однако всё ещё составляет около 25 %. Боевые действия на востоке — фактор, который всё ещё не проявился в полной мере, особенно учитывая концентрацию промышленных предприятий в охваченном огнём регионе. Точечные разрушения инфраструктуры способны создать заводам и фабрикам сложности локального характера.

Ведь речь идёт не об оборванных проводах или выбитых стеклах, а об объектах, на восстановление которых требуется куда больше времени, сил и ресурсов.

Уязвимость целого

Конкретный пример — Луганская ТЭС. Разрушение железнодорожного моста на станции Кондрашевская 7 июля вынудило оператора, компанию ДТЭК Рината Ахметова, оставить в работе два энергоблока вместо обычных для середины лета четырех-пяти. При таком режиме имеющихся запасов угля хватит до 15 августа: даже работая в неполном составе, станция потребляет около 5,6 тыс. т, или более 90 вагонов топлива в сутки.

 

Ориентировочный срок ремонта моста — до двух месяцев, при условии, что боевые действия в этом районе прекратятся.

“Если станция остановит работу, это может сказаться на всей объединённой энергосистеме Украины, которая должна будет взять на себя нашу нагрузку”, — сообщил главный инженер Луганской ТЭС Виктор Малыгин.

Объединённая энергосистема теоретически может компенсировать остановку одной станции, однако её резервные мощности тоже небесконечны. Не говоря уже о том, что в зоне боевых действий хватает и других энергетических объектов, критически зависимых от инфраструктуры.

Более важным фактором является возможность прекращения добычи угля или существенных перебоев с его поставками в другие регионы. 22 июля председатель Независимого профсоюза горняков Николай Волынко сообщил Антикризисному медиацентру, что шахты, находящиеся в зоне “народных республик”, перешли на щадящий режим работы, прекратив добычу угля и ограничившись поддержкой жизнедеятельности предприятий.

“Добычи угля практически нет. Многие шахтёры находятся в бесплатных отпусках”, — подчеркнул Волынко.

По оценке главы профсоюза, запасов прочности в нынешней ситуации хватит на неделю или две, дальше возможны необратимые процессы. Стоит заметить, что украинские ТЭС в последние годы сжигали в год свыше 30 млн т угля, львиная доля которого поставлялась с Донбасса.

Можно относиться к этому как угодно, но восток является неотъемлемой частью экономики страны, и проблемы одного региона рано или поздно отразятся на остальных.

Собственно, они уже отражаются — пусть и опосредованно, в виде необходимости обустройства вынужденных мигрантов, резкого роста расходов на проведение АТО, превышающих 1,5 млрд грн в месяц, не говоря уже о восстановительных работах, которые обойдутся в миллиарды. Нематериальный ущерб подсчитать сложнее, однако и по этому счёту заплатить обязательно придётся.

***

Этот материал опубликован в №29 журнала Корреспондент от 25 июля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.