Корреспондент: Российское «мыло» покидает украинский эфир

Украинские телеканалы лишились существенной доли своего телеэфира в виде российского «мыла» про войну и ментов.
пресc-службы Госкино

Эксперты видят в этом шанс для оживления отечественного продакшена, пишет Вероника Мелкозерова в №45 журнала Корреспондент от 14 ноября 2014 года. 

Переключая телеканалы, сегодня практически невозможно наткнуться на Ментов, Агента национальной безопасности и прочие ленты про крутых парней. Госагентство кинематографии Украины не выдало и не продлило прокатные удостоверения российскому продукту, где была замечена пропаганда и героизация силовых структур, оставив добро на эфир лишь мелодрамам и комедиям.

На прошлой неделе к двум десяткам сериалов чиновники добавили ещё 70 фильмов и сериалов с участием Михаила Пореченкова, объявленного в Украине персоной нон-грата после инцидента со стрельбой в донецком аэропорту в рядах сепаратистов.

«Госкино не запрещает ничего и никому. Мы просто принимаем меры исходя из жалоб от общественных организаций, что во время российской интервенции в Крыму и на востоке Украины показывать эти сериалы некорректно по отношению к нашему зрителю», — сообщил Корреспонденту пресс-секретарь ведомства Ярослав Пидгора-Гвяздовский.

Хотя Верховная Рада ещё не успела облечь действия Госкино в законодательную форму, отечественные теле- и продакшен-компании отреагировали на действия чиновников.

«У нас официально не объявленная война, поэтому демонстрировать у себя продукт, прославляющий противника, неприемлемо, — поддерживает действия Госкино Александр Ткаченко, гендиректор 1+1 media. Однако тут же оговаривается: — На законодательном уровне российские сериалы никто не отменял».

Виктор Мирский, генеральный продюсер кинокомпании Film.ua, подобные запреты не приемлет: «Некоторые наши чиновники, кажется, соревнуются в идиотизме с такими же российскими ура-патриотами. Они из штанов выпрыгивают, пытаясь продемонстрировать своим начальникам, кто больше родину любит».

Так или иначе, украинским телевизионщикам придётся адаптироваться к новым реалиям украинского эфира. Продакшен-студии бросили все свои силы на производство национального продукта, а каналы тем временем заменяют российские сериалы другими иностранными — например турецкими.

Программа вещания

Ткаченко считает, что украинское телевидение от запрета российских сериалов только улучшится.

«Это небольшая потеря, ведь российские сериалы в последнее время занимали немногочисленные слоты в эфире», — отмечает глава 1+1.

Однако если это утверждение верно для его канала, который в основном транслирует не российский, а другой иностранный контент, то, например, у ряда телеканалов группы StarLightMedia, куда входят СТБ, Новый и ICTV, образовавшиеся эфирные прорехи, по оценкам экспертов, будут намного шире.

Точные доли, которые занимал российский продукт, а также убытки от его потери телевизионщики не называют. Но уже сегодня они строят планы латания возникшей бреши. Например, у StarLightMedia созрела амбициозная идея исторической саги о борьбе за единую Украину.

«Нужно людям в художественной форме объяснить, как жила наша страна с 1938 года по 2014-й, — приоткрывает планы компании её пресс-секретарь Ольга Ваганова. — Тогда станет понятно, почему в Западной и Восточной Украине разное восприятие нашей общей истории и действительности. И об этом не нужно бояться говорить».

StarLightMedia в совокупности производит и транслирует наибольшее среди других телегрупп количество собственного продукта. А на канале СТБ произведённые в Украине фильмы и телешоу занимают 80% эфира

Кстати, по оценкам специалистов, StarLightMedia в совокупности производит и транслирует наибольшее среди других телегрупп количество собственного продукта. А на канале СТБ произведённые в Украине фильмы и телешоу занимают 80% эфира. Причём с 2004 по 2013 год объём национального контента группы вырос на 14%.

«В этом году мы показали наши первые телесериалы — Скорая помощь [адаптация американского сериала ER] и Коли ми вдома», — делится успехами Ваганова.

ICTV планирует начать съёмки адаптации культового американского комедийного сериала 1980-х Cheers о буднях владельца и посетителей городского бара. Холдинг 1+1 media, за пару лет «подсадивший» украинцев на современные турецкие сериалы Великолепный век. Роксолана и Сыла, начал вкладывать деньги в производство собственного «мыла». Это несколько мелодрам, а также комедия Московский родич о приключениях московского мажора в глухом закарпатском селе, но без политики.

Film.ua после успеха своего сериала Нюхач о сыщике, которому помогает раскрывать преступления его обоняние, взялась за съёмки второго сезона, а также детектива Майор и Ведьма и любовной саги Гречанка.

«Снимаем также сериал по мотивам жизни самой известной советской манекенщицы, Регины Збарской, — рассказывает Мирский. — Вот только вернулись со съёмок в Самарканде, недавно закончили  во Львове, где снимали Париж. Надеюсь, получится красивое кино о мире моды 1960-1970-х годов».

Часть своего продукта Film.ua снимает в копродукции с Россией и экспортирует туда же. Мирский не видит в этом никакой крамолы.

«Мы общаемся с российскими каналами и готовы производить украинский продукт и продавать его, — рассказывает он. — Большинство нашей продукции мы снимаем на русском языке, что даёт возможность экспортировать фильмы не только в Россию, но и в другие страны ближнего зарубежья — Беларусь, Казахстан, Литву, Латвию, Эстонию, Молдову».

Зачастую сериалы, которые обычные зрители, исходя из содержания, считают российскими, снимаются украинскими режиссёрами на площадках отечественных теле- и киностудий и с участием украинского же капитала.

Иногда студии работают по заказу тех или иных телеканалов — как российских, так и украинских, а иногда производят свой телепродукт, который потом продают в разные страны. Например, Дом с лилиями и Нюхач (оба – производства Film.ua),стали самыми рейтинговыми в российском эфире за последние годы.

При этом создатели телеконтента надеются занять доминирующую позицию и в отечественном телеэфире. К примеру, мечтают о масштабных двуязычных сериалах для внутреннего рынка, на которые, однако, пока недостаточно средств.

Мирский пытается найти выход в минимизации расходов без серьёзного ущерба для качества, надеясь уже к весне выпустить проекты на современном материале и при этом ориентированные на украинского зрителя. По его словам, кинобизнес не стоит на месте и продакшен-студии пытаются обеспечивать работой сотни украинских кинематографистов.

«Мы не ставим своей целью заменить российский продукт на экранах. Зритель сам проголосует телевизионным пультом и сам выберет, что он хочет смотреть», — считает продюсер.

Кино нон-грата

Киевлянин Сергей Демчук никогда не был фанатом сериалов про ментов и спецназовцев, а российский телепродукт с участием Пореченкова теперь не станет смотреть и подавно.

«Если бы фильмы с актёром, стрелявшим в наших ребят, продолжили крутить по телевизору, я бы воспринял это как моральное извращение, — рассуждает Демчук. — Смотрите, мол, какие у вас классные и сильные оккупанты!»

К такому мнению отнеслись бы лояльно большинство украинских телезрителей, если судить по результатам исследования, проведенного компанией Группа Рейтинг в мае 2014 года среди 2.000 респондентов.

Преданную любовь к современным российским сериалам высказали лишь 3% опрошенных, причём как на западе, так и на востоке страны. В то же время 9% больше оценили турецкие телесаги Великолепный век. Роксолана и Сыла.

Наибольшим успехом у отечественного зрителя (40%) пользуется советский кинематограф. А в структуре любимых фильмов украинцев две трети приходятся на полнометражное кино и лишь треть — на сериалы

Наибольшим успехом у отечественного зрителя (40%) пользуется советский кинематограф. А в структуре любимых фильмов украинцев две трети приходятся на полнометражное кино и лишь треть — на сериалы. Поэтому с большой вероятностью можно сделать вывод, что значительная часть соотечественников не пострадали от действий Госкино.

Видимо, поэтому после табу на Пореченкова депутаты ВР решили пойти дальше. А именно — запретить демонстрацию российских фильмов и сериалов, где героями выступают военные, представители спецслужб и работники правоохранительных органов РФ, СССР и Российской империи.

Правда, речь шла о временном запрете — лишь до весны и только для лент, снятых после распада Союза. Однако соответствующий законопроект не был принят большинством, что не помешало спикеру Александру Турчинову выразить надежду, что закон одобрит новый состав Рады.

Тем временем Госкино собственными постановлениями продолжает отзывать прокатные удостоверения. В чёрные списки попали известные телеистории — Улицы разбитых фонарей, Кадетство, Морпехи, Ликвидация, Военная разведка, Спецназ, Август 8-го и др.

Пореченков своим соло в донецком аэропорту лишил украинцев среди прочего культового фильма Особенности национальной охоты в зимний период, где он снялся всего лишь в эпизодической роли, а также картин 9 рота, Грозовые ворота и многих других.

Мирский считает, что тактика запретов работает прежде всего против самого Госкино.

«Когда целое ведомство объявляет войну посредственному актёру и, прямо скажем, недалёкому человеку, оно опускает себя на один уровень с ним, — рассуждает продюсер. — Запрещать качественный, симпатичный сериал только потому, что в одной из ролей снялся измученный пропагандой человек, — это печально».

Запреты в сфере культуры — самая примитивная форма поведения, не требующая никаких интеллектуальных усилий, не приводящая к созданию новых смыслов и формированию общих национальных целей, озвучивает похожую позицию группы StarLightMedia Ваганова.

Тем не менее представители украинского продакшена не сомневаются, что теле- и кинорынок сейчас находятся в тяжелейшем финансовом кризисе. Прежде всего он связан с резким падением курса гривни и доходов каналов, подчеркивает Мирский, и это, безусловно, отражается на заказах.

«То, что действительно необходимо, — это протекционизм государства для украинских фильмов, сериалов, артистов, спектаклей, — резюмирует Ваганова. — Прямое государственное финансирование, упрощение и уменьшение налогообложения персонала — в первую очередь актёров, задействованных в съёмках».

***

Этот материал опубликован в №45 журнала Корреспондент от 14 ноября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.