- Горячие темы:
- Коммуналка
- Тесты bigmir)net
- ВНО в Украине 2024
Как ЖЭКи наказывают должников
ЖЭК наказывает стихами
Способы выбивания долгов из населения год от года становятся все изобретательней. Если в начале 2000-х самой крутой мерой было вывешивание списков должников на дверях их домов, то теперь и морозят, и угрожают, и даже… играют похоронные марши. А вот судиться с неплательщиками пока не спешат – хотя сейчас сделать это стало намного проще! «Газета…» обобщила жэковский опыт.
На самом деле
Засудить должника стало легче. Но этим никто не пользуется
С августа вступили в силу изменения в законодательстве, в соответствии с которыми ЖЭК, подав на должника в суд, получает практически стопроцентную гарантию удовлетворения своих требований. «Газета…» решила проверить, подтвердились ли прогнозы о том, что коммунальщики завалят суды исками.
Напомним: теперь для решения вопроса о долгах за ЖКУ даже не нужно проводить судебное заседание. Достаточно издать судебный приказ: взыскать такой-то долг с гражданина такого-то. Как рассказали нам в районных судах, в причины возникновения долгов никто не вникает, заседание не проводится, приказ следует за заявлением ЖЭКа автоматически и всегда с формулировкой «удовлетворить требования». При этом информировать должника о том, что его дело передается в суд, закон не требует. Многие узнают, что на них «заведено дело», только когда получают по почте судебный приказ. Его, конечно, можно оспорить в течение 10 дней, но теперь уже придется на заседании суда доказывать, что не платил за комуслуги по уважительной причине. К тому же юристы говорят, что собрать все нужные справки за столь короткий срок нереально. А игнорирование судебного приказа карается штрафом от 500 до 1000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, арестом имущества, в том числе автомобиля или квартиры, или даже… лишением свободы до трех лет.
Однако оказалось, что за последние месяцы число заявлений на должников практически не выросло. Об этом сообщили «Газете…» в Дарницком, Днепровском, Святошинском, Печерском судах. Глава Дарницкого райсуда Любовь Леонтюк привела такие цифры: в июле от ЖЭКов поступило 66 исковых заявлений – в сентябре 67, от производителей или поставщиков ЖКУ («Киевэнерго», «Киевводоканала», теплосетей) в июле было 48 исков – в сентябре 41.
Ни квартиры, ни машины у должников пока, похоже, не отнимают.
– В законе об исполнительном внедрении не указана сумма долга, из-за которой можно продавать квартиру, – говорит замначальника исполнительной службы Дарницкого района Людмила Демьянова. – А у большинства тех, на кого подают в суд, задолженность составляет 300, 400 грн. Не станешь же ради этих денег отбирать жилье! Самая большая сумма у нас была около 19 тыс. грн.
«Арест на имущество накладываем, пока не погасят долг. И то если видим, что человек добровольно рассчитываться не собирается. У пенсионеров высчитывают из пенсии – по 20%, – говорит Людмила Александровна. Но вообще, по ее словам, должники не доводят дело до крайности: примерно 70%, получив судебный приказ, договариваются о реструктуризации, а 30% сразу гасят долг.
А еще…
Шлют угрозы
В Виннице ЖЭКи рассылали должникам, у кого долг более 1 тыс. грн, письма-предупреждения следующего содержания: «Вы потеряете покой и сон, мы всем сообщим о вашей финансовой непорядочности и испортим репутацию».
Размещают на билбордах фамилии злостных неплательщиков и адреса домов-должников
В Тернополе вывесили билборды с фамилиями тех, кто задолжал за тепло более 7 тыс. грн. В Днепропетровске в прошлом году на огромных плакатах писали адреса домов с самым крупным долгом за ЖКУ. А в Бердянске на билбордах разместили рейтинг районов по долгам за ЖКУ. Инициаторы утверждают, что патриоты районов массово ринулись гасить долги.
Нанимают коллекторов или налоговиков
«Крымтеплокоммунэнерго» заключило соответствующий договор с коллекторской компанией. В Запорожье должникам также звонят коллекторы. В Киеве такой метод выбивания долгов запретила прокуратура. Алушта в прошлом году передала право выбивать долги по квартплате налоговой администрации.
Отказывают в техосмотре автомобилей
В Ивано-Франковске такое решение принял горсовет.
Отказывают в выезде за границу
Согласно закону о порядке выезда из Украины, гражданин может получить временный отказ, если у него есть невыполненные финансовые обязательства. Такая мера популярна в Западной Украине.
Пугают Сталиным
В 2008 году по инициативе гортеплосети в Донецке появились баннеры с портретом Сталина и надписью: «Кто не платит за тепло — будет наказан». Авторы объясняли: вождь, мол, ассоциируется «с порядком и хорошей дисциплиной».
Присылают стихи
А вот в российском Челябинске долги выбивают… стихами. «Ваш долг вернем мы обязательно! Какой ценой? – реши самостоятельно». «Долг не копи – спокойный быт свой береги». Эти стихи сочиняют работники отдела по сбору долгов ДЭЗ. Жильцы еще и свои варианты стали присылать: «Ты почку, друг, на орган сдай! Но ЖКХ долги отдай!».
Играют похоронный марш
– Прошлой зимой траурные марши звучали под окнами домов-должников в г. Троицке (Челябинская область, Россия). Эффект был потрясающий: собираемость увеличилась вдвое! – говорила после «шоу» замдиректора управляющей компании ЖКХ Ботагоз Кощегулова.
Ишь чего выдумали
Что изобрели киевские ЖЭКи
Судитесь, это недорого!
Оказывается, подавать в суд на коммунальщиков – вовсе не гиблое дело. Киевляне, которые на это решались, заставляли ЖЭК работать как следует либо сбивали плату халтурщикам в несколько раз.
Грязные подъезды, ломающиеся лифты, прорывающиеся трубы и, как следствие, залитые квартиры – если коммунальщики не хотят бороться с этими безобразиями, то, как правило, никто их и не заставляет. В любой другой европейской стране жильцы затаскали бы недобросовестных работников по судам. У нас же считается, что проще самому перекрыть крышу, чем добиваться справедливости. Мол, дорого это, да и что может один человек против целой системы? Оказывается, может. «Газета…» отыскала людей, которые выиграли неравный бой с коммунальщиками, причем сами, без адвокатов.
На что чаще всего жалуются киевляне?
Тарифы снизил, 15 тысяч за моральный ущерб получил…
Киевлянину Виктору Куле уже 72 года. Доктор наук, кибернетик, живет в Соломенском районе. Вот только последние 10 лет пенсионер занимается не наукой, а штудирует жилищно-коммунальное законодательство. Виктор Иванович выиграл уже 15 судебных дел против коммунальщиков. По его словам, в коммунальном законодательстве столько дыр, что на законных основаниях можно добиться, чтобы плата за «коммуналку» была в разы меньше.
– Все началось в 2001 году, когда мы переехали в новострой по улице Боткина и получили первую квитанцию, – рассказывает пенсионер. – Плата за отопление просто шокировала – в три раза больше ожидаемой! Оказалось, что в нашем доме индивидуальная котельная на крыше. По идее, она должна принадлежать инвесторам этого дома – жильцам, но с какой-то радости ею распоряжался наш ЖЭК. Так как котельная находится прямо в доме, мы не должны платить за отопление по расценкам центральных сетей. Ведь в тарифы «Киевэнерго» входят потери сетей теплоснабжения (30–40% тепловой энергии уходит в воздух). Коммунальщики делать перерасчет по доброй воле не захотели – пришлось воевать.
Эпопея длилась два года. Виктору Куле пришлось судиться не только с ЖЭКом, но и с районной и городской администрациями, которые, по его мнению, незаконно передали котельную ЖЭКу. Присутствующие на судебных заседаниях коммунальщики так и не смогли объяснить, как рассчитывали тарифы.
– Котельную отстоять не удалось, сейчас она в распоряжении «Киевэнерго», но за отопление я плачу в два раза меньше, чем ранее, – говорит пенсионер. – В квартире поставил тепловой счетчик и плачу по собственным тарифам. Сделать самому расчеты было несложно. Гораздо сложнее было добиться их утверждения. Для этого вначале пришлось доказывать в суде незаконность тарифов Черновецкого, а потом верность моих расчетов. В итоге мне сделали пересчет за все годы судебных тяжб, еще и компенсацию за моральный ущерб заплатили – 15 тысяч грн. В среднем за год отопление мне обходится в 50 грн в месяц – это около 28 коп. за кв. м. Вся коммуналка летом выходит меньше сотни гривен, зимой, за счет отопления, около 300 грн.
– Как это? У вас ведь одна квартплата на большее потянет?
– А я оплачиваю только воду, отопление и электроэнергию. За обслуживание дома и придомовой территории ни копейки не плачу, тоже через суд добился. Суд признал, что придомовых территорий вообще не существует, они никому не принадлежат, нет государственного акта на пользование этой землей, поэтому и брать плату за ее обслуживание не имеют права. Что касается содержания дома, то коммунальное предприятие, которое его обслуживает, ничего не делает и не собирается делать. Дом хоть и новый, но трубы начали ржаветь, в подъезде пора делать ремонт… До суда я попросил коммунальное предприятие предоставить мне документ, в котором было бы расписано, за какие услуги и сколько я должен платить: скажем, за уборку подъезда столько, за вывоз мусора столько… Но подобных расчетов у них не оказалось. Платить за то, чего не делают, не хотел, поэтому пришлось снова судиться. Как-то даже стыдно, что ни копейки за обслуживание дома не плачу. Я бы с радостью заплатил, но лишь за те услуги, которые реально предоставляются.
По обслуживанию дома и придомовой территории судебные тяжбы длились 7 месяцев. Закончилось все мировым соглашением: коммунальное предприятие отказывается от денег за обслуживание дома и придомовой территории, а Виктор Иванович – от новой компенсации за моральный ущерб. В этот раз Виктор Иванович подавал иск сразу от владельцев трех квартир (от себя и своих детей) и в качестве компенсации вновь требовал 15 тысяч грн.
Сейчас пенсионер помогает добиваться справедливости другим горожанам. У него есть свой сайт gro-za.pp.ua, на котором выложены материалы выигранных судов, там же, на форуме, Виктор Иванович дает юридические советы, как уменьшить плату за некачественные коммунальные услуги.
И такое бывает
Ремонтники два месяца не могли найти дырку в трубе
Надежда Дворак живет на улице Петра Радченка, 14. Ее квартиру несколько месяцев заливало с крыши. Жэковские работники несколько раз приходили устранять неполадку, но даже не сумели ее найти. Позже Надежда Васильевна получила письмо из ЖЭКа: «Нужно перекрывать кровлю, но денег на это не предусмотрено.
Как раз шли дожди, вода дошла до соседей этажом ниже, на стенах появился грибок, и это было только начало осени. Что было бы весной, когда снег начал бы таять, и подумать страшно. Я поняла, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Взяла мужа, знакомого слесаря из соседнего ЖЭКа и все вместе полезли на крышу искать неполадку, – рассказывает Надежда Васильевна. – Крыша была целехонькая. Оказалось, проблема в водосточной трубе: в ней была дыра с куриное яйцо. Дыру заделали, все трещины замазали. На все про все ушло два часа, а коммунальщики два месяца голову морочили. Зачем мы платим им 140 гривен в месяц за содержание дома? Ремонт, наверное, с постройки дома никто не делал, оба лифта регулярно ломаются, постоянные проблемы с горячей водой...
«Долги тоже можно оспорить и сократить»
Юрист Анастасия Москаленко:
– С точки зрения потребителя можно обжаловать любое решение, как о повышении тарифов, так и о качестве и объеме предоставленных услуг. Лазейки в законодательстве есть. Даже если висит многолетний долг за «коммуналку», его размер можно сократить или вообще оспорить. Оснований для этого несколько. Первое – отсутствие письменного договора между гражданином и коммунальной организацией. Как правило, ЖЭКи не заключают договора о предоставлении услуг жителям конкретного дома. Второе – истечение сроков исковой давности. Если проходит три года, то по заявлению гражданина суд может применить срок исковой давности и таким образом размер долга значительно сократится. В Киеве уже были прецеденты, когда горожане выигрывали суды против коммунальщиков, в том числе и должники.
Что делать, если…
...батареи греют, а в квартире холодно
Если температура воздуха в комнате менее 18°С – платим меньше на 5% за каждый градус, ниже 12–14°С – не платим вообще.
Чтобы сделали перерасчет, нужно всего вызвать представителя жэк а для составления акта-претензии. ЖЭК на ваше заявление должен отреагировать не позднее двух рабочих дней после вызова. Вы составляете акт-претензию (образец можно найти в интернете), который кроме вас должен подписать работник жэка. Если представитель жэка так и не пришел, достаточно, чтобы акт-претензию подписали двое соседей. Потом документ передается в жэк, который в течение трех дней должен пересчитать ваши коммунальные платежи или письменно обоснованно отказать.
...из горячего крана течет холодная вода
По закону, если температура горячей воды через две минуты после открытия крана 45–49 градусов – платим на 10% меньше на все время отклонения от нормы, 40–44°С – оплата уменьшается на 30% на все время отклонения от нормы, а если она ниже 40 градусов, вообще ничего платить не должны.
Другим путем
«Воздействуйте на коммунальщиков их же методами»
Александр Ладыгин, руководитель Всеукраинской общественной организации «Якість Життя», говорит, что есть метод, менее нервотрепный и финансово-затратный, чем суды.
– В 90% случаев претензии к коммунальщикам устные. А раз так, факт невыполнения услуги или неполадки недоказуем. Другое дело, если оформить претензию письменно. Но писать нужно не только в ЖЭК, а и в управления коммунального хозяйства района, города, да вплоть до прокурора района. Мы так делали. Естественно, прокурор говорит: «Это не в моей компетенции, но постараюсь помочь». В итоге ЖЭК получает письмо от прокурора: «Разобраться в вопросе и доложить обстоятельства дела». И чиновники начинают шевелиться! Их нужно бить их же оружием. Подняв шум, больше шансов добиться справедливости, чем через суд. Мы видели много таких случаев: человек подает исковое заявление, а потом годами ходит на судебные заседания. Плюс далеко не все могут сами представлять свои интересы в суде, а юристы берут недешево (200–300 грн в час. – Ред.).
Дошла до Верховного суда – и победила!
Ольга Шахненко, жительница Борщаговки, потратила на борьбу за справедливость три года – но дело против коммунального предприятии выиграла.
– Я живу на последнем этаже 16-этажного дома. На чердаке, прямо над моей квартирой, проходит труба с горячей водой, которая несколько раз прорывалась и заливала квартиру, – рассказывает Ольга Николаевна. – Первый раз, когда трубу прорвало, ее поменяли, я сделала капитальный ремонт, но на следующий год ситуация повторилась. В очередной раз делать ремонт уже не было ни средств, ни желания. Стала звонить в ЖЭК – реакции никакой. Стала ходить туда, но постоянно были какие-то отговорки: то главного инженера нет, то мастера... Через полгода терпение лопнуло. Я написала заявление, в котором просила ЖЭК прислать комиссию для составления акта о затоплении квартиры и составления сметы ремонта. Отреагировали буквально за пару дней. Смету, правда, составили по минимальным расценкам – ремонт оценили в 750 грн, но для меня уже было делом чести заставить их как-то реагировать.
Ольга Николаевна собрала документы: копию акта о затоплении, смету на ремонт и выписку из договора кооператива с ЖЭКом (киевлянка живет в кооперативном доме) о том, что обслуживание внутренних трубопроводов – компетенция ЖЭКа. С этими бумагами Ольга Николаевна отправилась в Святошинский суд (по месту регистрации ЖЭКа).
– Там написала исковое заявление, в котором детально изложила свои претензии и требования, заплатила 51 грн государственного сбора – и на этом сборы и траты закончились, – рассказывается Ольга Николаевна. – Через пару дней мне позвонили из ЖЭКа. «Зачем же вы в суд пошли, все бы мирно решили, выбирайте обои, и мы завтра же поклеим». Взамен хотели, чтобы я забрала заявление. После полугода унижений отступать я не собиралась. Было три заседания, на одно из них пришлось председателя кооператива пригласить, потому что жэковцы постоянно били на то, что дом кооперативный, а значит, кооперативу возмещать убыток. Но в итоге суд удовлетворил мои требования. В ответ на это ЖЭК подает заявление в Апелляционный суд. Там дело рассматривали минуты четыре и подтвердили решение. После этого ЖЭК подает кассацию в Верховный суд. У меня уже разыгрался спортивный интерес – решила идти до конца. На то время в Верховном суде накопилось много мелких дел, и киевские дела разбросали по отделениям Верховного суда разных городов Украины. Спустя два года я получила ответ из Донецкого отделения Верховного суда. Там подтвердили решение Святошинского суда. После этого написала заявление в исполнительную службу своего района, и через пару недель получила 750 грн. Ремонт за них сделать было нереально, поэтому я купила сапоги, которые до сих пор ношу.
Автор: Марина Осийчук, Александра Романюк
Источник: Газета по-киевски