- Горячие темы:
- Коммуналка
- Тесты bigmir)net
- ВНО в Украине 2024
Корреспондент: Куда уехал цирк. Украинских акробатов и клоунов расхватывают лучшие цирки мира
Украинских акробатов и клоунов, едва успевших окончить вуз, расхватывают лучшие цирки мира. Советская школа циркового искусства по сей день в цене, - пишет Екатерина Иванова в № 7 журнала Корреспондент от 22 февраля 2013 года
Что чувствует человек, жонглирующий 14 шарами, когда на неговосхищенно смотрит принцесса Монако Стефания, с недавних пор известноАлександру Кобликову, 22-летнему цирковому артисту из Донецкой области.
Он и еще пятеро украинцев предстали в январе передевропейской публикой на самом престижном в цирковом мире Международном фестивалев Монте-Карло - и удачно: заняли три призовых места. Акробатам Николаю Щербакуи Сергею Попову достался Золотой клоун, Кобликову - Серебряный, а клоунскомутрио Экивоки - Бронзовый.
Тишина в несколько секунд, возникшая сразу после тоговыступления до момента, когда зал взорвался аплодисментами, показаласьКобликову вечностью. “Я знал, что это лотерея, был готов к любым вариантам”, -признается он Корреспонденту.
Впрочем, триумф украинцев на главной арене мира трудноназвать случайностью: представители отечественной цирковой школы неоднократнобрали призы международных конкурсов. Хотя сразу три цирковых Оскара Украинавзяла впервые.
Лучших студентов киевской цирковой академии приглашают в западные труппы прямо на выпускном экзамене
Юрий Поздняков, тренер Кобликова, декан факультета цирковогоискусства и завкафедрой эквилибристики и жонглирования в Киевской муниципальнойакадемии эстрадного и циркового искусств, не скрывает радости - победу ученикаон считает общей. “Я теперь спать с этим Клоуном [статуэткой] буду”, -улыбается тренер.
А вот с подопечным ему вскоре предстоит расстаться: Кобликовоканчивает пятый курс, а затем, вероятнее всего, уедет работать за рубеж. Всемукраинским победителям в Монте-Карло предложили контракты в Западной Европе.
Хотя для украинских артистов это в порядке вещей: примернополовине выпускников главного циркового вуза страны предлагают работу в ведущихзарубежных цирках и театрах-варьете, отмечает Поздняков. Зарубежные импресариоприсматривают юные дарования еще на этапе сдачи госэкзамена.
Почему молодежь игнорирует работу на родине, для экспертовочевидно: программы отечественных арен по своему уровню застряли в советскомпрошлом, а заработки жонглеров, акробатов и клоунов здесь в разы нижеевропейских. Вместе с тем киевская цирковая школа в мире по-прежнему являетсязнаком качества.
“Теперь считается, что хорошее шоу без украинцев сделатьнельзя”, - резюмирует Артем Бадалян, директор немецкой продюсерской компанииArt of Artistic, который уже много лет “поставляет” в европейские цирки и шоуталанты из Украины.
Клоуны на экспорт
Золотой призер одного из самых престижных цирковыхфестивалей, Цирк будущего, Кобликов перед выходом на арену в Монте-Карловолновался, как дебютант. Перед ним выступали слоны из Испании, танцующиедиско, и жонглер-украинец на их фоне мог показаться зрителям несколько пресным.
Однако козырь Кобликова подействовал безотказно и на этуаудиторию: он единственный в мире профессиональный цирковой артист,жонглирующий сразу 14 шарами, и премьера этого рекорда состоялась как раз вМонте-Карло.
К тому же выступление Кобликова не просто манипуляция смячами. Номер Пьяный морячок стал режиссерским экспериментом Тараса Позднякова,основателя и креативного директора украинского циркового проекта Rawart,главная идеология которого схожа с арт-хаусом в мире кино.
Дар удивлять жюри фестиваля рассмотрело и оценило и в трио Экивоки,состоящем из Георгия Кириченко, Дмитрия Николенко и Юрия Павлычко. “ПринцессаСтефания аплодировала им стоя”, - ярким мазком завершает картину украинскоготриумфа в Монте-Карло Александр Белогуб, преподаватель академии,режиссер-постановщик номеров трио.
Александр Кобликов - мировой рекордсмен по жонглированию одновременно 14 шарами
Еще десять лет назад эта троица училась в киевской академии,а о таком не смела и мечтать. В 1999-м ребята вошли, по сути, в первый набор наотделение клоунады - со времен распада СССР поступать туда просто не быложелающих.
В Экивоки они объединились в студенческие годы, начинали скорпоративных вечеринок в Украине, затем участвовали в уличных фестивалях вПольше и Бельгии и наконец были приглашены на работу во Францию, в шоу ПьераРишара.
"Планируем и до Cirque du Soleil добраться", - делится планамиКириченко, называя всемирно знаменитый канадский цирк, славящийся масштабнымипостановками. Предложение о сотрудничестве оттуда уже получил один из Экивоков -Николаенко.
А вот к обладателям Золотого клоуна акробатам Щербаку иПопову успех пришел почти молниеносно. Профессиональные спортсмены, двукратныечемпионы мира и Европы по спортивной акробатике, завершив спортивную карьеру, в2010 году подались на телевидение - в шоу Україна має талант.
Вскоре о них узнала не только вся страна, но и дальнее зарубежье- акробатов пригласили выступать в варьете в Германии. До триумфа в Монте-Карлов их резюме значились победа в конкурсе Цирк будущего в Париже, а также работав тамошнем всемирно известном шоу Мулен-Руж.
Сегодня Щербак и Попов обеспечены контрактами на два споловиной года вперед - их ждут в Голландии, Германии и Беларуси.
Советский цирк благодаря зарубежным гастролям знали и высоко ценили за рубежом, а независимая Украина унаследовала эту школу
Без украинских артистов нынче редко обходятся цирковыетруппы мира, утверждают эксперты. Советский цирк благодаря зарубежным гастролямзнали и высоко ценили за рубежом, а независимая Украина унаследовала эту школу.Сегодня же, после громких побед на международных фестивалях, интерес котечественным эксцентрикам и эквилибристам вырос в разы.
У выпускников киевской академии, по мнению Бадаляна, двесильные черты: во-первых, высокая техника исполнения, во-вторых, креативность -они умеют создавать яркие концептуальные сюжеты для шоу-номеров, что особоценится в западном цирке.
“Мне нравится их восприимчивость, драматический артистизм,они открыты всему новому и большие трудяги”, - сыплет комплиментами в адресвыходцев из Украины Филипп Агоге, главный специалист по подбору акробатическихталантов в Cirque du Soleil.
Представители этого цирка, а также их коллеги из знаменитыхKnie (Швейцария), Fratellini (Франция), Circus Kron (Германия) и многих другихпопулярных европейских трупп ежегодно съезжаются на госэкзамен киевскойакадемии, проходящий в формате представления, как на ярмарку труда. И врезультате некоторым молодым артистам предлагают подписать контракт сразу послевыступления.
В смотринах заинтересованы и педагоги вуза - вслед завоспитанниками им также предлагают работу за рубежом, чаще всего - проведениемастер-классов.
Начинающий труженик европейской арены получает за один выходна манеж в среднем 200 евро и в месяц зарабатывает минимум 4,8 тыс. евро.
В Национальном цирке Украины гонорар артиста значительнониже. “У нас самая большая ставка - у дрессировщицы хищников, - рассказываетЛюдмила Шевченко, генеральный директор цирка. - За один выход в клетку [вовремя представления] - 420 грн., а в месяц у нее 8 тыс. грн. получается”.
Бабушкино шапито
Все опрошенные Корреспондентом украинские артистыпризнались, что с радостью работали бы на родине, но то, что им могутпредложить отечественные цирки, далеко от идеала, и не только с финансовойточки зрения.
Главная проблема украинского цирка в том, что он безнадежноотстал, констатируют эксперты: подача и антураж номеров не менялись с советскихвремен, костюмы с блестками давно вышли из цирковой моды, а в трюкахбезупречной осталась разве что техника.
“Очень много безвкусицы”, - категоричен ВладиславКривоногов, украинский иллюзионист, долгое время работавший в швейцарском SaltoNatale, немецких театрах и варьете Winter garten, Palazzo, Apollo.
Современный цирк Европы и США абсолютно иной, убежденыэксперты. Здесь правит бал не устаревшая классика, а модерн, сочетающийэлементы пантомимы, танца и драматического театра. Представление это не рядчередующихся номеров, а сквозное концептуальное действо, подобное спектаклю илибалету, как правило, дорогостоящее. В одно шоу, как у Cirque du Soleil,инвестируется до 80 млн евро.
Индустрия канадского цирка с огромными цехами и павильонамисравнима по масштабам с крупнейшими американскими кинокомпаниями. И эта фабрикагрез открыта для выходцев из Украины в гораздо большей степени, чем Голливуд.
Конек украинской цирковой школы - техника исполнения, которую в Киевской академии циркового искусства оттачивают до совершенства
“Наши выпускники в Cirque du Soleil задействованы в шоу некак артисты массовки, а работают со своими сольными номерами, срежиссированнымиздесь, в Украине, режиссерами-постановщиками академии. Это о чем-то говорит”, -подчеркивает Анна Лященко, советник ректора по творческим вопросам киевскойакадемии, и уточняет: западных импресарио привлекают выпускники не просто снабором определенных трюков, а артисты с готовыми номерами.
“Ты должен не просто выступить, ты должен рассказать историю- неважно, клоун ты, жонглер или акробат”, - описывает Бадалян главноетребование к любому артисту, претендующему на то, чтобы попасть в настоящеешоу. С этим задачами украинские артисты нередко справляются лучше европейскихколлег, уверен он.
Конек украинской школы - техника исполнения, которуюоттачивают до совершенства. Когда Кобликов поступал в академию, он не дотягивалдаже до абитуриентских требований - жонглировал лишь четырьмя предметами, а непятью. Но тренер рассмотрел в нем будущего виртуоза. Свой первый рекорд,жонглирование десятью шарами, Кобликов установил в 19 лет.
А вот эффективному менеджменту в отечественной цирковойшколе не учат, сожалеет Бадалян. “Создать продукт - это одно, продать - самоесложное, - объясняет он бедственное положение украинских цирков. - В Европеесть такие продавцы, и поэтому в Европе есть и такие [замечательные] шоу”.
Причем специалисты убеждены: даже классический цирк,преобладающий в Украине, при другой подаче можно сделать “классным, а ненафталиновым”. Однако давать молодым режиссерам возможность делать современныешоу директора цирков боятся: не уверены, что новаторская постановка окупится.
“И до тех пор, пока целевой аудиторией цирка в Украинеостается бабушка с внуком, не будет [современного] цирка”, - заключаетПоздняков.
Лучшие арены
Самые известные цирки мира
Швейцарский национальный цирк Knie, Раперсвиль, Швейцария
Год основания: 1803
Цирк принадлежит седьмому поколению старейшей цирковой династии Кни. Сегодня его труппа состоит из 200 артистов из 16 стран и более чем 100 животных. Дополнительно цирк содержит в городском зоопарке более 300 животных
Circus Krone, Мюнхен, Германия
Год основания: 1905
Крупнейший европейский стационарный цирк на 5 тыс. мест, площадью около 3 кв. км и собственной инфраструктурой в городе – школами, мастерскими, кухней, пожарной частью, генераторами
Цирковая академия Фрателлини, Париж, Франция
Год основания: 1974
Единственный в Европе центр циркового искусства, совмещающий профессиональное обучение и постановку представлений. Основала академию Анни Фрателлини – первая европейская клоунесса, героиня фильма Федерико Феллини Клоуны
Cirque du Soleil, Монреаль, Канада
Год основания: 1984
Самый дорогой цирк в мире с годовым оборотом более $ 1 млрд и труппой из 5 тыс. человек, что позволяет представлениям цирка проходить одновременно в разных странах как в рамках гастролей, так и стационарно
Shanghai Circus World, Шанхай, Китай
Год основания: 1999
Самый большой цирк в мире площадью 22,5 кв. км с акробатическим манежем, манежем для животных, а также культурно-развлекательными и торговыми помещениями
Salto Natale, Цюрих, Швейцария
Год основания: 2002
В ежегодно устанавливаемой на шестинедельный рождественский сезон палатке площадью 6 кв. км кроме площадок для представлений размещены многочисленные рестораны и кафе. Посещаемость цирка - 60 тыс. зрителей в год
Al Saheel, Дубай, ОАЭ
Год основания: 2009
Уникальный в своем роде конный театр. В самом популярном шоу цирка участвуют 44 дрессированные лошади и 30 всадников. Представление состоит из 25 разных номеров общей длительностью 90 минут
Данные информационно-справочной службы Корреспондента.
***
Этот материал опубликован в №7 журнала Корреспондент от 22 февраля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.