- Горячие темы:
- Коммуналка
- Тесты bigmir)net
- ВНО в Украине 2024
Корреспондент: Развлекай и властвуй. Украинские телеформаты раскупают Америка, Франция и Россия
Украинские телеканалы не только бросают миллионы долларов на покупку десятков новых иностранных форматов в год, но и продают за рубеж собственные. Среди покупателей отечественных шоу - Франция, США и Россия, - пишет Максим Бироваш в № 14 журнала Корреспондент от 13 апреля 2012 года.
В старейшем каннском устричном ресторане Coquillages Brunневиданный ажиотаж. У дверей культового заведения с самого утра стоит очередь излюдей с одинаковыми бейджами на шее.
Это телепродюсеры, которые слетелись со всего мира на фестивальтелеформатов MIPFormats, проходящий в Канне с 1 по 4 апреля. И перед тем, каккупить чужие идеи для своего телевидения или продать собственные чужому, всеони считают нужным по-царски угоститься, хотя в знаменитом ресторане мест на всехне хватает.
За четыре дня им придется просмотреть до 1,5 тыс. телепроектов,которые на Южное побережье Франции привезли около 500 студий. Производство телепрограмм- выгодный бизнес, как для тех, кто создает продукт, так и для тех, кто егоразмещает в эфире, поэтому в воздухе весеннего Канна как никогда остро пахнетбольшими деньгами.
“Если ты смог удивить - ты смог заработать”, - такими словамивстречает Корреспондент на пороге Palais des Festivals et des Congre’s (Дворцафестивалей и конгрессов), того самого, где ежегодно проходит знаменитыйКаннский кинофестиваль, Кристиан Кендер из компании CMM Intelligence,специализирующейся на дистрибьюции телепродукции.
Буквально за несколько лет качество “картинки” на украинском ТВ стремительно выросло, как и количество купленных и адаптированных отечественными каналами зарубежных форматов
Кендер знает, о чем говорит: как дистрибьютор фильмов и шоув Китае, его компания могла стать одним из крупнейших игроков мировоготелерынка.
“Телешоу и научно-популярные фильмы - сейчас это устоявшаясяи универсальная валюта рынка”, - заключает Кендер.
Купить и продать новинки телеиндустрии на знаменитую набережнуюКруазетт съехались представители 200 телеканалов из более чем 50 стран мира. Общийбюджет торгов в 2012 году достиг колоссальной суммы - $ 250 млн. Это на третьпревышает сумму средств, потраченную на закупку телеформатов за прошедшие двагода.
“Фактически это крупнейшее событие для всех телевизионщиков:от удачной покупки шоу или сериалов здесь во многом зависит успех канала народине”, - объясняет Корреспонденту важность события гендиректор украинской Студии1+1 Александр Ткаченко. Он, как и десятки других украинских телеменеджеров,также гость каннской распродажи.
“Как минимум форматов 20, а то и больше с этого [Каннскогофестиваля] украинские каналы увезут”, - прогнозирует Ткаченко.
Приобретение чужих идей, а также продажа собственных способствуютразвитию украинского телевидения и создают огромный оборот денег в этойдинамично развивающейся индустрии.
“Буквально за несколько лет качество “картинки” на украинскомТВ стремительно выросло, как и количество купленных и адаптированныхотечественными каналами зарубежных форматов”, - констатирует Татьяна Харченко,главный редактор отраслевого интернет-издания МедиаБизнес.
Игра на публику
На сцену Дворца фестивалей выходит Саймон Стефанс, разработчикформатов из финской компании MediaCity. “Я хотел бы готовить завтрак вместе с [ведущимпопулярной программы Кулинарное шоу в Великобритании] Джейми Оливером,советуясь с ним в прямом эфире, - говорит Стефанс, - а осваивать секреты дайвингавместе с кем-то из команды National Geographic, чтобы кто-то мне провелмастер-класс прямо перед погружением”.
Слова финна отражают главный тренд рынка телеформатов -полная и безоговорочная победа реалитии талант-шоу. А значит, в ближайшее времяна отечественных и зарубежных экранах будут выбирать невест, преодолеватьдепрессию, общаться со знаменитостями или просто смотреть на жизнь своихсоседей без купюр.
Главный тренд рынка телеформатов -полная и безоговорочная победа реалитии талант-шоу.
Такого рода набор развлечений обеспечивает максимальнуюинтерактивность телешоу, полную вовлеченность зрителя в игру. В итоге, какговорит Артем Вакалюк, руководитель издательских проектов украинской компании MediaResources Management (MRM), проект получает высокий рейтинг, что и ценитсяпотенциальными рекламодателями.
Когда в Европе заговорили о кризисе и крупнейшие компании началисворачивать свои маркетинговые бюджеты, а государство - сокращать социальныепрограммы, реклама на главных шоу Великобритании, The X Factor и Voice,продолжала расти, констатирует Ричард Стилл, британский колумнист французского изданияJOL Presse. Стилл специализируется на телевидении, поэтому и приехал на большуюканнскую телераспродажу.
Что касается Украины, то она следует мировым трендам: именновсевозможные шоу на отечественном ТВ обеспечивают высокие рейтинги исоответствующие рекламные бюджеты. “Сейчас телеканалы для украинцев поют, танцуюти шутят, - говорит Харченко. - Плюс учат готовить и находить женихов. Другими словами,развлекают. Судя по высоким рейтингам таких проектов, еще несколько сезонов телекомпаниибудут продолжать в этом же духе”.
Пока же об увлечении украинского телевидения всевозможнымишоу свидетельствуют данные MRM: только в течение 2011 года так называемаябольшая шестерка крупнейших украинских каналов - Интера, Украины, СТБ, 1+1,ICTV и Нового - запустила в эфир 92 новых шоу, из которых более 60 - адаптациизарубежных телеформатов Великобритании, США, Голландии и Израиля.
Евгения Продаева, заместитель главного редактора отраслевогоиздания Телекритика, называет Корреспонденту лидеров гонки за зарубежнымиформатами. Это СТБ и 1+1, приобретающие до 20 лицензий в год. Интер, ICTV иУкраина делают ставку на сериалы, так что у этих каналов количество адаптациймеждународных форматов скромнее - около пяти в год.
Сейчас телеканалы для украинцев поют, танцуют и шутят, - говорит Харченко. - Плюс учат готовить и находить женихов. Другими словами,развлекают
В нынешнем сезоне эксперты рынка прогнозируют рост деловойактивности на ТВ. “Конкуренция у нас серьезная, и поэтому количество форматов,которое зайдет на украинский рынок, будет немаленьким, - замечает Ткаченко. -Мы уже посмотрели достаточное количество проектов, которое хотели бы ближайшиегод-два адаптировать для украинского зрителя”.
Жесткая конкуренция побуждает продюсеров к самым отчаяннымшагам, вплоть до лишних трат. Например, некоторые форматы каналы покупают прозапас, чтобы конкуренту не досталось, рассказывает Харченко. “К слову, конкуренциямежду украинскими каналами выше, чем между российскими”, - считает эксперт.
Впрочем, покупка продукта для того, чтобы потом его тут же положитьна полку, не требует больших затрат. Стоимость опциона достаточно скромная - от$ 100 за эпизод. В случае же выхода локальной адаптации шоу в телеэфир объемлицензионных отчислений компании - правообладателю формата существенно возрастает.В масштабных талантшоу эта сумма достигает $ 50 тыс. за эпизод. Также наокончательную цену влияет рейтинговость продукта. Борьба за рейтинг стоит свеч.Валерий Вареница, генеральный директор украинского подразделения международногорекламного агентства MindShare, говорит, что стоимость 30-секундного ролика наСТБ, входящем в тройку лидеров отечественных голубых экранов, - от 11,4 тыс. до42,4 тыс. грн.
По подсчетам медиадиректора медийного агентства полного циклаAITI Юлии Карпушиной, в 2011 году только одно шоу Фактор (СТБ) собрало до 40млн грн.
“Некоторые проекты параллельно развиваются в самостоятельныеинтернет-ресурсы и, в отдельных случаях, печатные издания”, - рассказываетэксперт.
Креатив на экспорт
Тем временем украинцы уже сами готовы производитьтелевалюту. Отечественные телевизионщики в нынешнем году впервые массовозаключали сделки о продаже своих собственных форматов шоу за границу. По даннымХарченко, в 2012 году компании - производители телепродукта Star Media, СтудияКвартал 95 и канал Интер заключили сделку о продаже формата Go Dance (украинскаяверсия Майdаn’s, выходила Интере) в США и во Францию.
Причем Франция, по словам председателя совета директоров группыStarMedia Влада Ряшина, никогда раньше не покупала ни российские, ни украинскиеформаты. Кроме того, сегодня адаптацией Go Dance! для своих зрителей такжезаинтересован Китай, а в России аналогичное шоу может появиться уже в этомгоду.
Цену вопроса в StarMedia не разглашают, но признают, что экспортироватьотечественные телешоу выгодно из-за разницы в стоимости. Если в пределах бывшегоСоветского Союза плата за эпизод шоу достигает $ 15 тыс., то, например, вИталии или Франции - $ 20 тыс., а в США - еще больше.
Отечественные телевизионщики в нынешнем году впервые массово заключали сделки о продаже своих собственных форматов шоу за границу
Также Студия Квартал 95 продала в Россию два формата - Рассмешикомика и Вечерний квартал. Телеканал Тет тоже старается не отставать от лидеров:в этом году он продал российскому Рен-ТВ права на показ первого сезона передачмистических историй Дневники Темного.
Сериалы - еще одна статья доходов телевизионщиков. Например,канал Украина реализовал права на трансляцию сериала Маруся собственного производствав страны Балтии и СНГ. И опять же в Россию Film.ua Studio продалавосьмисерийную художественную военную сагу - Баллада о Бомбере.
Радуясь первым успехам, отечественные телеканалы стремятсярасширить список государств - покупателей своего продукта за счет традиционных потребителейсериалов, в первую очередь - стран Латинской Америки.
В StarLightMedia, объединяющей каналы ICTV, CTБ, Новый, атакже музыкальные каналы М1, М2 и спутниковый QTV, ставят выпуск рентабельного продуктана поток. Еще в конце 2009 года Елена Пинчук, совладелица StarLightMedia, винтервью Корреспонденту называла документалистику украинского производствахорошим экспортным продуктом, интересным как странам СНГ, так и США и Израилю.На пике кризиса на продаже телепрограмм холдинг смог заработать более $ 1 млн.
Пока же отечественные продюсеры озабочены тем, чтобы создатьмаксимально удобные условия для расширения собственного производства.“Насколько мне известно, Владимир Бородянский, недавно возглавивший эту группу[StarLightMedia], планирует создать в Киеве целый медиагород - с павильонамидля съемок телепроектов, специализированными школами и административной частью –и так активно развивать направление продаж”, - резюмирует Харченко.
Шоу массового поражения
Топ-10 телевизионныхшоу, завоевавших наибольшую долю украинских телезрителей
Название шоу | Канал | Доля аудитории, % |
Сделай мне смешно | Новый канал | 8,40 |
Мечты сбываются | Новый канал | 8,04 |
Здравствуйте, я ваша мама | Новый канал | 7,48 |
Кто против блондинок? | Новый канал | 7,07 |
Последний герой | ICTV | 7,03 |
Україна має талант - 3 | СТБ | 6,93 |
Х-Фактор. Революция | СТБ | 6,90 |
Битва экстрасенсов. Третья мировая | СТБ | 6,66 |
Пой, если можешь | Новый канал | 6,49 |
Холостяк | СТБ | 6,44 |
Данные StarLight Brand Content
***
Этот материал опубликован в №14 журнала Корреспондент от 13 апреля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.