Корреспондент: Остановка по требованию. Что тормозит развитие экономики Индии

Индия, последние годы претендовавшая на роль одного из главных локомотивов мировой экономики, забуксовала. Стремительное развитие страны тормозят ее глубокие внутренние контрасты и дисбалансы, пишет Инна Прядко в № 28 журнала Корреспондент от 6 декабря 2013 года.
Корреспондент: Остановка по требованию. Что тормозит развитие экономики Индии
АР

Минувший октябрь стал настоящим испытанием для индийских хозяек. Цены на лук, важнейшую составляющую национальной кухни, взлетели на 300% - в среднем до 75 рупий за 1 кг ($ 1,2). Неудивительно, что для Индии, где, по данным Всемирного банка, около трети населения выживает на $ 1,25 в день, луковый кризис на несколько недель стал самой острой темой на кухнях, в СМИ и политических кулуарах. А заодно и яркой иллюстрацией проблем страны, переживающей наиболее серьезный экономический спад с 1991 года.

Государство, которое еще недавно могло похвастать двузначным ростом ВВП (в 2010-м - 10,5%), теперь пытается справиться с двузначной потребительской инфляцией, с начала года достигшей 10,09% - прежде всего за счет роста цен на продукты питания и топливо. При этом темпы роста ВВП замедлились вдвое и составляют сейчас порядка 4-5%.

И хотя таким цифрам могла бы порадоваться любая развитая держава, Индия с населением 1,2 млрд человек, из которых, по оценкам ООН, недоедают около 200 млн, не может позволить себе промедление.

“Быстрый экономический рост необходим для страны. Без него мы, наверное, никогда не сможем выбраться из бедности”, - заявил недавно премьер-министр Индии Манмохан Сингх.

Поводов для оптимизма у местных властей действительно немного: за два года курс индийской рупии к доллару рухнул более чем на 30%, причем в августе был зафиксирован исторический минимум на уровне 68,85 рупии за $ 1. Беспокоит индийских экономистов и дефицит текущего счета, (около 4-5% ВВП), что вдвое выше показателя, при котором экономика считается устойчивой.

Поскольку кризис коснулся большей части населения, свое мнение о причинах происходящего в Индии сегодня имеет каждый, рассказывает Корреспонденту 40-летний житель Мумбаи Самир Камат, основатель консалтингового агентства в сфере образования MBA Crystal Ball. Однако, по словам Камата, если политики и экономисты спорят о фискальной политике и стратегиях поддержки бизнеса, то рядовых индийцев тревожат другие вещи.

За два года курс индийской рупии к доллару рухнул более чем на 30%, причем в августе был зафиксирован исторический минимум на уровне 68,85 рупии за $ 1.

“Смогу ли я позволить себе купить лук к обеду? Смогу ли я когда-нибудь накопить достаточно средств на собственный дом? Ответить на эти вопросы становится все сложнее”, - передает Камат настроения соотечественников.

Дискуссии разгораются и за пределами Индии. Кризис третьей экономики Азии заставил специалистов всей планеты ломать копья вокруг ее судьбы. Ведь стране прочили будущее одного из мировых локомотивов. Так, в 2003-м эксперты банка Goldman Sachs предположили, что уже к 2022 году по объему ВВП Индия обгонит Францию и Италию, а к 2035-му станет третьей экономикой планеты после США и Китая. Но нынешний кризис заставил усомниться в таких прогнозах, обнажив проблемы в развитии Индии.

“Низкие инвестиции в производство, высокая капиталоемкость большинства фирм, региональные различия в экономических возможностях - все это проистекает от недостаточной административной эффективности”, - очерчивает главные трудности Вудаяги Баласубраманьям, профессор экономического факультета Ланкастерского университета (Великобритания).

Бедность не порок?

Атуля Махаджан, 33-летний инвестбанкир из Дели, получивший образование в США, самой ощутимой из насущных проблем для индийцев называет инфляцию. Цены на товары первой необходимости, по его словам, растут так быстро, что они становятся недоступными для менее состоятельных людей.

“Даже профессионалы с хорошим образованием и зарплатой с трудом могут прокормить свои семьи на один доход”, - отмечает Махаджан.

Инфляция уже вынудила индийское правительство пойти на беспрецедентный шаг - утвердить самую масштабную в истории программу продовольственной помощи, которая охватывает около 800 млн человек, две трети населения страны. Благодаря ей в ближайшие три года все малоимущие смогут ежемесячно покупать до 5 кг риса, пшеницы или проса по сниженным ценам, а кормящие матери, беременные и дети до 14 лет - получать бесплатные обеды.

На эту программу власти потратят около $ 22 млрд, что спровоцировало критику со стороны многих экономистов в адрес правительства, от которого в нынешних условиях ожидали сокращения бюджетных расxодов. Так, в банке Morgan Stanley подсчитали, что траты на продуктовые субсидии увеличатся с 0,8% до 1,2% ВВП, что может помешать заявленным планам страны сократить дефицит бюджета до 4,8% к концу года.

Между тем именно бюджетный дефицит остается одной из самых болезненных язв индийской экономики: в минувшем году этот показатель составил около 9% ВВП, в то время как в странах еврозоны он находится на уровне 3,1%. В свою очередь, эта цифра - важный ориентир для зарубежных инвесторов: только за лето они вывели с индийских рынков $ 11,5 млрд. А в сентябре агентство Bloomberg со ссылкой на данные собственного опроса инвесторов и трейдеров назвало Индию худшим государством для капиталовложений, тогда как еще год назад таким регионом считался ЕС.

Именно бюджетный дефицит остается одной из самых болезненных язв индийской экономики

Частично потерю интереса к Индии обусловили внешние причины, одинаковые для всех развивающихся стран БРИКС (Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки). C начала года зарубежные инвесторы массово распродавали активы наиболее рисковых рынков, опасаясь того, что Федеральная резервная система (ФРС) США сократит программу стимулирования местной экономики, оставив ее без дополнительных денежных вливаний (ФРС ежемесячно выкупает ценные бумаги на $ 85 млрд).

“Страх сокращения глобальной ликвидности, в частности изза США, заставил переоценить экономический фундамент Индии, - поясняет Корреспонденту профессор финансов Джаянт Варма из Индийского института менеджмента. - Инвесторов внезапно обеспокоили проблемы, которые они игнорировали несколько последних лет”.

Такой клубок внутренних экономических проблем и сделал Индию настолько уязвимой среди развивающихся рынков. К примеру, с середины 1990-х государство не может справиться с дефицитом внешнеторгового баланса, который, в свою очередь, провоцирует отрицательные показатели платежного баланса. В силу многолюдности и высоких темпов развития Индия потребляет огромное количество ресурсов, в том числе дорогих энергоносителей, и объем ее импорта значительно превышает экспорт.

В октябре дефицит внешней торговли Индии составил $ 10,5 млрд, а в прошлом году ее отрицательное сальдо превысило 10% ВВП. Подправить этот дисбаланс может лишь приток инвестиций в страну, поэтому его ослабление критично для такой экономики. Тем более что как раз на инвестиции опирался стремительный взлет Индии после кризиса 2008 года (в 2009-2011-м рост ВВП был в среднем 8,4%), напоминает Варма. Быстрое посткризисное восстановление привело к беспечности индийского правительства и частного сектора, продолжает профессор.

“Нескольким проблемам - высокой инфляции, значительному дефициту текущего счета и бюджетному дефициту - позволили расти бесконтрольно”, - констатирует специалист.

В отличие от многих развивающихся государств, страна избрала непростой путь: ее модель экономического развития полагается скорее на ограниченное число квалифицированных специалистов, а не на избыток дешевых рабочих рук

Эти патологии в экономике Индии осложняет и тот факт, что пока ей не удается использовать в полной мере свой главный ресурс - огромное население. В отличие от многих развивающихся государств, страна избрала непростой путь: ее модель экономического развития полагается скорее на ограниченное число квалифицированных специалистов, а не на избыток дешевых рабочих рук, отмечает в своей недавней статье для TheNewYorkTimesАрвинд Субраманьян, экономист из Института мировой экономики Петерсона (США).

“Это значит, что Индия специализируется на колл-центрах, написании программного обеспечения для европейских компаний, предоставлении бэк-офисных услуг для американских страховых и юридических фирм, а не на производственной модели”, - поясняет Субраманьян.

Именно производство на протяжении последних десятилетий занимает около трети экономики того же Китая, тогда как в Индии на этот сектор сейчас приходится 14% ВВП. На первых этапах развития производство обеспечивало работой беднейшую часть населения и таких азиатских тигров, как Тайвань, Сингапур и Южная Корея.

В Индии же экономика специалистов зыбка: их преимущества тают по мере того, как растут зарплаты, - уже сегодня дешевые программисты с Филиппин составляют все более ощутимую конкуренцию индийским. А проблема занятости и уровня жизни людей без квалификации остается по-прежнему острой: ежемесячно рынок труда принимает около 1 млн новых низкоквалифицированных рабочих.

Несмотря на то что примерно половина ВВП Индии приходится на сектор услуг, более чем для 60% населения основным источником жизнеобеспечения служит сельское хозяйство. В итоге страна, которая может похвастать рекордной прослойкой среднего класса - около 50 млн человек, - удерживает печальное мировое первенство и по количеству людей, живущих за чертой бедности, - 230 млн (даже при том, что за последние 30 лет показатель бедности сократился с 50% до 20%).

Вывести на свет

Впрочем, власти Индии предпринимают попытки закрыть эти прогалины. Опрошенные Корреспондентом индийцы среди важнейших экономических достижений прошедшего десятилетия дружно называют программу NationalRuralEmploymentGuaranteeAct(NREGA), утвержденную несколько лет назад. Она гарантирует 100 оплачиваемых рабочих дней в году тем жителям страны, которые способны заниматься только физическим трудом.

“Это дает возможность недостаточно квалифицированным людям зарабатывать средства к существованию”, - поясняет Небу Сэм Джон, 28-летний житель Бангалора.

Однако подобные меры - лишь капля в море структурных проблем индийской экономики. Ее главными отягчающими обстоятельствами эксперты называют недостаточно развитую инфраструктуру и коррупцию, что препятствует, к примеру, открытию новых предприятий.

Из-за коррумпированности и посредничества в сельскохозяйственной сфере фермеры получают в среднем 30% от той суммы, что платит за их товары конечный потребитель

Так, из-за коррумпированности и посредничества в сельскохозяйственной сфере фермеры получают в среднем 30% от той суммы, что платит за их товары конечный потребитель, рассказывает Субраманьян. На аналогичные проблемы указывают и рядовые жители Индии.

“Правопорядок и коррупция - две проблемы, которые волнуют меня больше всего”, - признает Махаджан.

В свою очередь, Харлина Сингх, писательница, копирайтер и мама двоих детей из города Удайпура, говорит, что многие индийские города не справляются с ростом населения (с 1991 года оно увеличилось на 370 млн человек) и потоком автомобилей.

“Жизнеобеспечение любой страны - ее транспортная система, но в Индии она до сих пор недостаточно развита”, - сетует Сингх, отмечая, что это касается и автотрасс, и железных дорог. Головной болью для многомиллионного государства остается энергообеспечение: около 400 млн человек, треть населения, живут без электричества.

Подобные контрасты местной экономики усложняют решение ее текущих проблем, вызывая дискуссии о том, насколько современная Индия способна быть очередным азиатским тигром.

Обеспокоенность замедлением роста Индии уже высказала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая 34 самых развитых государств мира. В своем сентябрьском обзоре мировой экономики ОЭСР напомнила, что именно скачок развивающихся стран в последние годы был одним из главных двигателей мирового экономического роста.

Чтобы снизить продовольственную инфляцию, критически важными реформами являются усовершенствование маркетинга в аграрной сфере и налаживание эффективных цепочек поставок [продуктов]

“Так как доля этих стран в мировом производстве возросла, потеря импульса к развитию ухудшает краткосрочные перспективы роста мировой экономики”, - уверены эксперты ОЭСР.

Для возвращения к былому взлету Индия нуждается в долгосрочных мерах, считает Ашима Гоял, профессор-экономист из Института исследований в области развития им. Индиры Ганди. Ключевой задачей он называет усовершенствование механизмов госуправления и условий ведения бизнеса, что позволило бы сократить операционные затраты и дало толчок к открытию новых предприятий.

“А чтобы снизить продовольственную инфляцию, критически важными реформами являются усовершенствование маркетинга в аграрной сфере и налаживание эффективных цепочек поставок [продуктов]”, - заключает эксперт.

Впрочем, к радикальным переменам страна вряд ли приступит в ближайшие полгода, сходятся во мнении специалисты: в мае 2014-го Индию ждут парламентские выборы.

***

Этот материал опубликован в №48 журнала Корреспондент от 6 декабря 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.  




Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
Курс валют
21.11.2024 1 USD 1 EUR 1 RUB
Покупка 41.00 43.45 0.00
Продажа 41.66 44.12 0.00
Все курсы наличных валют...
21.11.2024 1 USD 1 EUR 1 RUB
Покупка/продажа 41.25 43.56 0.41
Все курсы НБУ...
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK