- Горячие темы:
- Коммуналка
- Тесты bigmir)net
- ВНО в Украине 2024
Корреспондент: Сделано в Украине. Швейные ZARAботки
В годы Второй мировой войны на немецких швейных фабрикахHugo Boss, изготавливавших униформу для солдат вермахта, в числе несколькихсотен портных трудились и десятки военнопленных из Украины. Сейчас на компанию,ставшую дорогим мировым брендом одежды, работают десятки тысяч человек по всейпланете, и среди них по-прежнему есть украинцы. Однако теперь они делают этовполне добровольно и получают за свою работу деньги. Костюмы для Hugo Boss изготавливаетв том числе и винницкая фабрика Володарка, а ранее для бренда шили киевскиефабрики Дана и Юность.
Мастерство украинских портных ужеоценили британские компании New Look, Marks & Spencer, Next, Laura Ashley иTop Shop, испанская Zara, нидерландская Mexx, немецкая Triumph, американскаяBCBG, основанная в США и ставшая международной Esprit, а также ряд другихмировых брендов, которые размещают заказы в Украине по схеме давальческогосырья. Из-за границы поставляется все - от ткани и ниток до бирок, ценников иупаковки. Отечественные фабрики выполняют заказ и отправляют в Европу и США ужеготовые изделия.
Именно работа на иностранныебренды сегодня стала главной сферой деятельности отечественных швейных фабрик: поданным Украинской ассоциации легкой промышленности, на экспорт отправляются до85% их продукции. Причем объемы контрактов вполне солидны: согласно информациисамих швейников, которые фигурирующие в контрактах суммы не называют, даже разовыезаказы достигают десятков тысяч вещей.
Именно работа на иностранные бренды сегодня стала главной сферой деятельности отечественных швейных фабрик
Сотрудничество с зарубежнымизаказчиками не только помогло выжить отечественной легкой промышленности, но и позволилоей приобщиться к мировым технологиям, а также провести модернизациюоборудования. Сегодня оснащение украинских фабрик, по мнению экспертов,соответствует европейскому уровню.
А вот наладить собственноепроизводство и отказаться от давальческих схем удается единицам, сетуютучастники рынка. Этому мешают чрезмерные налоги, а также невозможностьконкурировать с обилием дешевых некачественных товаров, попадающих наукраинский рынок в качестве полулегального импорта и контрабанды. Барьеромпредприниматели называют и невыгодные условия сотрудничества, диктуемыеукраинскими торговыми сетями, а прежде всего - отсутствие отечественнойсырьевой базы.
"Украина не выпускает нитканей, ни ниток, а главное - ни одного вида оборудования для легкойпромышленности, - констатирует Евгений Дырдин, генеральный директорпервомайской фабрики Санта-Украина, среди заказчиков которой Laura Ashley и TopShop. - Даже иголку, и ту мы вынуждены импортировать".
Украина не выпускает ни тканей, ни ниток, а главное - ни одного вида оборудования для легкой промышленности. Даже иголку, и ту мы вынуждены импортировать, - Евгений Дырдин
Сейчас ситуация для украинскихпроизводителей усложняется тем, что кризис вынудил их европейских иамериканских партнеров снижать цены, объемы заказов и еще больше удешевлятьпошив. Конкуренцию украинским портным теперь составляют коллеги из азиатских июжноевропейских стран.
Держатся за марку
Жители Первомайска, что в Николаевской области, наперебойпоказывают Корреспонденту дорогу кшвейной фабрике Санта-Украина: "Вам на "швейку"? За мостомнаправо, потом налево и вверх до конца улицы!".
В городе с населением 67 тыс.человек предприятие, где трудятся около 400 портних, знает каждый: наряду сместным молокозаводом оно является крупнейшим налогоплательщиком Первомайска.
Именно Санта-Украина одной изпервых в стране освоила сотрудничество по давальческой схеме. В 1993 годуфабрика подписала контракт с немецкой фирмой Kaiser и стала шить мужские брюкидля Германии. За 20 лет в круг заказчиков вошли бренды Next, Mexx, Laura Ashley,BCBG, Grossa Moda, Dolce & Gabbana и еще десяток торговых марок из Европы иСША.
"Если бы не былодавальческого сырья в то время, как все рухнуло, то не было бы сейчас в Украинеи легкой промышленности", - говорит Дырдин.
В итоге одежду, за которой модницыспешат в киевские бутики, изготавливают в областных центрах Львове, Одессе,Донецке и городах поменьше.
При этом сами бренды предпочитаютне афишировать подобное сотрудничество. Так, например, руководство Zaraкатегорически отказалось комментировать данную тему, не ответили на вопрос обукраинских партнерах и в Hugo Boss.
Хотя совместная работа известныхбрендов с Украиной ограничивается не только пошивом, отмечает украинский дизайнерФедор Возианов.
"Когда мы заказывалиразмеровку [размножение выкройки по размерам] у одной отечественной компании,они также оказывали эти услуги французской марке Castelbajac, а со временемпродвинулись настолько, что им французы аутсорсят разработку выкроек", - рассказываетВозианов.
Контроль качества далеко непоследнее дело в таких процессах. По словам экспертов, сотрудничеству смировыми брендами всегда предшествует серьезное обучение украинского персонала,ведь в интересах заказчика сделать так, чтобы фабрика шила по наивысшимстандартам.
К примеру, на Санте-Украинакачество каждой единицы продукции проверяется дважды - сначала технологом отфабрики, а затем представителем заказчика. Первомайские работницы признаются:порой приходится распарывать и перешивать готовую вещь.
Так, почти за два десятилетия работыс иностранцами отечественные профессионалы накопили огромный опыт, адаптировалимировые стандарты, и сегодня качество исполнения - на самом высоком уровне, говоритВалерий Родин, владелец украинской торговой марки мужской одежды VD one. Имея двасобственных предприятия по пошиву одежды, Родин сотрудничает еще с тремянациональными фабриками.
Модельер Анна Бублик рассказывает Корреспонденту, что не раз встречала вЕвропе пальто и костюмы Hugo Boss украинского производства, а ее подруги привозилииз Германии, Англии, Польши и Италии вещи других марок, сшитые в Украине. Всвою очередь, владелица киевского магазина одежды Пюре Татьяна Кременьвспоминает бирки с надписью Made in Ukraine, увиденные ею в лондонском Top Shop.
Знатоки утверждают: рано илипоздно любой украинский шопер сталкивается за границей с вещами, сделанными народине. Еще больший парадокс, когда такая одежда возвращается в Украину уже подгромкими брендами.
После того как партия готовой одежды отправляется заказчику, выкройки, лекала и вся сопроводительная документация уничтожаются - за этой процедурой следит представитель иностранного бренда
"Я не раз обнаруживал вещи, сшитыенами, в киевских магазинах Zara и New Look", - отмечает Ярослав Рущишин,владелец текстильной компании Троттола, объединяющей девять фабрик во Львовскойи Ривненской областях.
В столичном бутике Laura Ashley продаютсяплатья, сшитые в Первомайске и после этого дважды переправленные через таможню- из Украины в Великобританию и обратно. При этом стоимость платьев посравнению с отпускной также выросла минимум вдвое.
Самостоятельно продавать вещи,сшитые из давальческого сырья, украинские фабрики не имеют права. Партнерыстрого контролируют расход материалов и фурнитуры, а предусмотренные вдоговорах штрафы за торговлю контрафактом достигают сотен тысяч евро. Послетого как партия готовой одежды отправляется заказчику, выкройки, лекала и всясопроводительная документация уничтожаются - за этой процедурой следитпредставитель иностранного бренда.
В Украине остается лишь полученныйопыт. Что, впрочем, тоже немало. Из четырех цехов фабрики Санта-Украина одиншьет для отечественного рынка: материалы закупают в Одессе, а выкройки собственныхизделий лишь незначительно отличаются от европейских заказов.
В итоге на жакетах, сшитых дляфранцузских заказчиков в Первомайске, висят ценники с цифрой 179 евро. А вкиевском магазине, реализующем продукцию фабрики под брендом UMaxx, вещьпохожего фасона, сшитая руками тех же мастериц, обойдется в 300-400 грн.Правда, от общего объема продукции фабрики за 2012 год - 10,4 млн грн. вдействующих ценах - лишь 700 тыс. грн. составляет доля изделий для внутреннегорынка.
За годы независимости пошив назаказ из-за рубежа стал настоящим спасением для отечественного легпрома. Когдав 1991 году рухнул СССР, а с ним и вся плановая экономика, промышленностьоказалась брошена на произвол судьбы, вспоминает Татьяна Изовит, исполнительныйдиректор Укрлегпрома.
"Тогда швейники пошли назападные рынки, и уже с 1994 года большинство украинских фабрик наладилистабильное производство", - рассказывает эксперт.
Как шить дальше
Впрочем, держать марку украинским производителям становитсявсе сложнее. Скромный успех фабрики Дырдина, увеличившей выручку с 6,4 до 6,9млн грн. за первые семь месяцев 2012 года, - скорее исключение для отрасли. Убольшинства коллег первомайского предприятия выручка и объем заказов падают.
"Из-за кризиса в ЕС жительницаЛондона покупает не одну вещь в неделю, как делала раньше, а одну в две недели- разница вроде бы невелика, а нам стало в два раза тяжелее", - признаетсяРущишин.
Снижая цены, иностранные компаниивынуждают украинцев работать за копейки, а то и вовсе переводят заказы в другиестраны. Помимо Китая, Бангладеш и Вьетнама, европейцы ищут производство поближе- например в Болгарии или странах бывшей Югославии. Сотрудничая сгосударствами, входящими в ЕС или европейскую Зону свободной торговли, модные брендыне только экономят на доставке, но и избавляются от дополнительных таможенныхпошлин.
В итоге за 2012 год, по даннымУкрлегпрома, объем экспорта текстильных изделий из Украины снизился на 18%.
Фабрики выживают как могут. Дана иТроттола сократили штат, при этом Дана переехала со столичного Подола впромзону на окраине Киева. Еще одна киевская фабрика, Каштан, прекратила работуна экспорт, не выдержав налогового давления и конкуренции с Китаем, азапорожская Селена, одна из ведущих в отрасли, и вовсе находится на стадииликвидации.
Компания VD оne, которая когда-то шилаформу для британских полицейских и голландских почтальонов, отказалась отевропейских заказов несколько лет назад и сейчас моделирует, шьет и продаетсвоими силами. Однако и это редкое исключение: уйти в самостоятельно плавание,подобно VD оne, предприятиям мешает множество факторов.
Одна из главных причин в том, что иматериалы, и оборудование приходится импортировать, сетуют участники рынка.Другая проблема - нашествие контрабанды и серого импорта.
"Фактически, мы продаем за границу не изделия, а дешевую рабочую силу, и это не
та стратегия, которой я хотел бы похвастаться", - Рущишин
Заявленная цена мужского костюмаиз Китая на украинской границе может составлять смехотворные 37 грн., рассказываетДырдин, и это в разы ниже себестоимости отечественной продукции. Причиной катастрофическогодля украинцев разрыва в ценах является тот факт, что в Поднебесной шьют из тканейсобственного производства и на своем оборудовании, а также украинская коррупция.Импортер занижает цену товара при ввозе, платит меньше налогов и в результатецена китайского костюма при продаже несравнимо мала.
"Можем ли мы конкурировать сэтими так называемыми бизнесменами?" - спрашивает Дырдин.
Еще одной преградой для украинскихфабрик в последние годы стал отток кадров: Дырдин говорит, что с начала этогогода от него ушли три десятка портних. В то время как фабрики платят НДС,земельный налог и 37% налога с зарплаты, а еще 19% подоходного налога ложатсяна плечи работников, субъекты предпринимательской деятельности освобождены отподобной нагрузки и от налоговых проверок. Неудивительно, что реальный объемотечественного рынка легкой промышленности, по данным Укрлегпрома, втрое вышеофициальной цифры 27,5 млрд грн.
Так, с начала года в Украине, поданным Государственной регистрационной службы, появились почти 800 новыхпроизводителей одежды, из них только сотня - юридические лица.
В надежде переломить ситуациюпроизводители мечтают, чтобы власти остановили поток контрабанды, а оформление Зонысвободной торговли с ЕС снизило таможенные сборы. Пока же работа подавальческой схеме спасает отечественные фабрики.
"Фактически, мы продаем заграницу не изделия, а дешевую рабочую силу, и это не та стратегия, которой яхотел бы похвастаться", - вздыхает Рущишин.
Миру по нитке. Одежду для известных западных марок с одинаковымуспехом шьют во всех регионах Украины, от запада до востока
Швейная фабрика | Город | Бренды |
Донбасс | Донецк | Bugatti, Esprit, Gebr. Weis, Kardstat Quelle, Mexx, Moda Spiga, Perri Ellis, Zara |
Грегори Арбер | Одесса | Benetton, Conbipel, Esprit, Gerry Weber, Mexx |
Балтская швейная фабрика | Балта (Одесская обл.) | Benetton, Esprit, Kookai, Laura Ashley, Max Mara, Mexx, Next, Steilmann, Top Shop, Wallis |
Володарка | Винница | Hugo Boss |
Тульчинская швейная фабрика | Тульчин (Винницкая обл.) | Diverse, Esprit, Grosso Moda, Karstadt, Maratex, Mexx, Roxy, Staff, Walker |
Евро-стиль | Полтава | Frank Henke Mode GmbH, Franken Walder |
Кремтекс | Кременчуг (Полтавская обл.) | Betty Barclays, Vera Mont |
Трембита | Черновцы | Armand Thiery, Benetton, Celio, Fellini, Galeries Lafaytte, Gianni Ferrucci, OVS, Prado |
Арника | Черновцы | Triumph |
Дана | Киев | Iceberg, Sandro |
Троттола | Львов | New Look, Zara |
Калина | Червоноград (Львовская обл.) | Triumph |
Санта — Украина | Первомайск (Николаевская обл.) | BCBG, Grossa Moda, Laura Ashley, Mexx, Next, Top Shop |
Бердичевская швейная фабрика | Бердичев (Житомирская обл.) | Licona, Peter Kaiser |
Данные информационно-справочной службы Корреспондента
***
Этот материал опубликован в №35 журнала Корреспондент от 6 сентября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.