- Горячие темы:
- Коммуналка
- Тесты bigmir)net
- ВНО в Украине 2024
Павел Розенко: Мы не знаем, скольким украинцам нужна наша помощь
Будут ли доведены непопулярные реформы до конца или власть дрогнет под напором голодных митингов - во многом зависит от министра социальной политики Павла Розенко. Как его министерство справляется с эффектом от повышения тарифов и удастся ли помочь всем, кому это действительно необходимо, министр рассказал в первой части интервью
- Резкое повышение коммунальных тарифов, двузначная инфляция, неиндексированные пенсии и соцвыплаты… Как планируете не допустить социального взрыва среди обнищавшего населения?
Читай также: Рабочая группа выявила непрозрачность формирования тарифов
- Сложное задание, и решать его будет не только наше министерство. На самом деле такую задачу можно разбить на два этапа. Первый - страна должна выйти на новый уровень энергоэффективности, существенно снизить бездумное потребление газа. Это вопрос национальной безопасности и независимости, это необходимо для выживания Украины, возможности формировать собственную политику и выбирать свое будущее. С моей точки зрения, высокая цена на газ - один из лучших способов заставить граждан думать.
Второй - пояснить обществу, почему повышаются тарифы и почему стоимость услуг ЖКХ для потребителей такая высокая. При низких ценах на газ для всех хозяйств гораздо большую выгоду получают не потребители, отапливающие квартиру в 40 кв. м, а собственники роскошных хором и дворцов. Именно за их потребление газа мы и расплачиваемся из своих карманов. То есть о какой-либо социальной справедливости речь не идет. Эти тезисы и надо донести до украинцев.
- Но можно ли говорить о каких-либо успехах на информационном фронте?
- К сожалению, четкой и целостной картины нам создать пока не удалось. Я общаюсь ежедневно с большим количеством людей и в основном слышу один вопрос: почему и откуда взялась такая цена на газ и коммунальные услуги? Если есть масса таких вопросов, значит, недорабатываем в плане разъяснительной работы. Минсоцполитики ведет активную работу относительно популяризации новой реформированной системы субсидий: выступаем, где только можно, печатаем плакаты, проводим информационные кампании. Как раз для того чтобы не допустить социального взрыва, объясняем, что самые незащищенные потребители будут получать помощь и субсидии, их не бросят на произвол судьбы. Только эта помощь будет уже не уравнивающей, а персональной - каждый человек, не имеющий достаточно средств для оплаты коммунальных услуг, получит поддержку от государства в необходимых ему размерах.
Кто беднее
- Есть ли уже представление, скольким украинцам нужно оформлять субсидии, какой-то реестр социально незащищенных граждан?
- Это самый основной фактор, почему мы решились на реформу. Первый вопрос: кого мы должны защищать? И я, как министр, сейчас могу дать только один ответ: мы не знаем. Даже приблизительно не можем представить себе контингент, требующий помощи. У нас нет информации о реальном положении многих украинцев: мы не знаем ни о реальных доходах, ни о реальных расходах.
С одной стороны, мы знаем, кто и какие льготы в стране получает. С другой - не знаем, нужны ли им реально эти льготы и дополнительная помощь. Потому что есть льготник-пенсионер с пенсией в 1000 грн, а есть льготник-спецпенсионер с пенсией в 20 000 грн. Сейчас у них равные льготы - на оплату услуг ЖКХ, проезд, обслуживание и так далее. О социальной справедливости опять-таки речь не идет.
- Уже составили план действий, наметили первоочередные шаги по исправлению ситуации?
- Двигаемся в двух направлениях. Во-первых, мы провели реальную реформу, открыли и максимально упростили систему субсидий. Сняли кучу требований и оговорок, затруднявших получение помощи, оставив единственный фактический критерий: доход семьи. Если реальный доход семьи не позволяет оплачивать в полной мере услуги ЖКХ, то потребитель может претендовать на субсидию.
- В таком случае снова возвращается уравниловка: к примеру, почетный пенсионер - собственник пентхауса также может оформлять субсидию?
- Ограничения на размер жилья и потребление газа уже установлены. То есть платить субсидию за отопление виллы или двухэтажной квартиры государство не будет.
- А мошенничества не боитесь? В Украине реальные доходы семьи - тайна за семью печатями, и, например, официально безработные или получающие минимальную зарплату могут успешно трудиться, получать деньги в конверте и все равно претендовать на льготы.
- Без сомнения, какой-то процент мошенников будет. Но вряд ли он будет значительный. Сейчас мы максимально упростили процедуру, поскольку многие украинцы уже не в состоянии заплатить повышенные тарифы ЖКХ. Им нужно помогать, не откладывая дело в долгий ящик. А установление каких-либо дополнительных барьеров приведет к тому, что пока мы будем выявлять одного мошенника, сотни честных людей будут терять время и нервы на прохождение проверок. Это недопустимо, а с махинаторами будем разбираться впоследствии.
- Многие уже оформили субсидии?
- Прошла только первая волна обращений, вызванная реальным упрощением механизма оформления субсидий и нашей активной информационной кампанией. Вторую ожидаем в ноябре-декабре, когда потребители получат платежки с новыми тарифами на газ и тепло. То есть точное количество людей, нуждающихся в помощи, мы будем знать к концу года.
- Так сколько было обращений в первую волну?
- Сейчас - за последние три недели после начала программы - уже обратилось около 700 000 семей. Это колоссальная нагрузка на местные органы власти, которые несут прямую ответственность за оформление всех документов. Поэтому иногда есть определенные проблемы с очередями, скоростью и качеством услуг. Мы просим всех граждан отнестись с пониманием к проблеме очередей в местных органах. Давление на социальных работников, учитывая еще и проблемы с переселенцами, усилилось за последние месяцы в разы. А их зарплаты и техническая оснащенность все еще остаются, к сожалению, на очень низком уровне.
- А по плану, ожиданиям, прогнозам - сколько всего украинцев нуждается в субсидиях?
- Сейчас примерно у 1,5 млн семей уже оформлены субсидии, это с теми 700 000, что обратились в апреле-мае. Мы рассчитываем, что к концу года к нам обратится от 3 до 4 млн семей.
- Какая сумма выделена на субсидии для оплаты ЖКХ?
- Для обеспечения программы в 2015 году предусмотрено выделение 24,5 млрд грн.
Тонкости субсидирования
- Как можно подать заявку на получение субсидии? В электронном виде, не теряя время на дорогу и очереди?
Читай также: В мае за субсидиями обратились 700 тысяч украинских семей
- Пока что заявление нужно подавать только в письменном виде. Это связанно с особенностями украинского законодательства - при подаче информации нужно идентифицировать человека по электронной цифровой подписи, но этот инструмент в Украине еще реально не заработал. Поэтому нужно или обращаться лично, или отправлять письмом. Но над внедрением электронного документооборота мы работаем.
Напомню, что нашим министерством была проведена беспрецедентная кампания, когда каждый потребитель получал письмо с уведомлением о возможности оформить субсидию. По моим оценкам, охват составил 92-95%, и многие воспользовались предложенным вариантом. Сбои есть, но они некритичные.
В то же время многие по старинке пришли в отделения соцзащиты: этим объясняются и очереди, и задержки. Будем учиться, учтем ошибки, поскольку раньше таких массовых обращений в истории соцзащиты в Украине не было.
- Расскажите, в каком объеме будет начисляться субсидия, какой процент платежей за услуги ЖКХ будет ими покрываться?
- Примеры расчетов каждой субсидии для семьи есть на нашем сайте. Формула очень гибкая и применяется индивидуально. Она учитывает доходы и расходы на коммунальные платежи потребителей.
Субсидия может покрывать от 40 до 97% начислений за газ или коммунальные услуги. Все очень гибко и направлено на то, чтобы большую помощь получали самые незащищенные.
- Еще один болезненный вопрос - отмена бесплатного проезда для льготников. Что с этой инициативой?
Читай также: Названы семь мифов о коммунальных тарифах
- Прежде всего хочу сказать, что льготы на проезд останутся. И в этом году мы обойдемся без сокращения: выделенного финансирования для этого достаточно. Впоследствии будем изменять принцип предоставления льгот на проезд. Они сохранятся и в дальнейшем, но будут работать в другом виде.
Поэтому моя позиция - победить коррупцию в этой сфере возможно только путем монетизации льгот на проезд. То есть льготник физически оплачивает свой проезд, а государство эти деньги компенсирует напрямую персонально ему, а не путем перечисления непонятных сумм предприятиям общественного транспорта. Сейчас работаем над логистикой этого процесса, выстраиваем технологию. Надеемся, что работать она начнет с 2016 года. Но нужно провести массированную информационную кампанию, объяснить людям, что, как и почему меняется, что льготы останутся. Они просто видоизменятся.
- Такие изменения неизбежно вызовут возмущение в обществе, и есть риск, что политики-популисты воспользуются ситуацией и будут требовать сохранить нынешнюю систему. Как планируете отбить эти атаки, не допустить провала реформ?
- В других странах, в том числе и постсоветском Казахстане и России, уже проведена монетизация льгот - такой путь наиболее оправданный и эффективный. Да, критика будет, да, давление будет. Тем важнее информационная работа с людьми: объясним непрозрачность и коррумпированность предыдущих схем, покажем полностью прозрачный механизм, который мы хотим внедрить. Будем общаться и на личных встречах, контакт с целевыми группами очень важен. Я регулярно встречаюсь с инвалидами, чернобыльцами и объясняю необходимость и суть изменений. И понимание есть. Главное - наладить диалог с ними и рассказать, что, по сути, льготы остаются в другом виде.
Если будет поддержка общества, отменить реформы будет невозможно.